Что такое педагогика партнерства: правила современного преподавания

18.11.2021

Катерина Г.

Статьи автора: 21

Что такое педагогика партнерства: правила современного преподавания

Родители часто отстраняются от обучения ребенка, ограничиваясь проверкой дневника, контролем домашнего задания и организацией внешкольного времени. Игнорирование школы как центра развития и сотрудничества может происходить по разным причинам: у кого-то нет на это времени, а кто-то просто не знает, как может быть полезным.

Педагогика партнерства создает рамку для конструктивного диалога и сотрудничества между учениками, родителями и учителями, чтобы дети были счастливее, а качество образования было выше. Что такое педагогика партнерства и как она реализуется на практике – далее в тексте.

Что такое педагогика партнерства?

Ребенок проводит в школе более 800 часов в год. Это достаточно много времени, чтобы заботиться о среде и атмосфере, в которой ребенок учится, социализируется и развивается. Целью педагогики партнерства является обучение на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Эта цель достигается посредством различных педагогических методов и инструментов.

что такое педагогика партнерства

Педагогику партнерства как формат для сотрудничества изобрели во второй половине прошлого века и активно внедряют и сегодня для улучшения качества среднего образования в Австралии, Испании, Германии, Польше, Швейцарии и других развитых странах. Педагогика партнерства основывается на ценностях доверия, взаимоуважения и поддержки, доброжелательности. Посредством педагогики партнерства в школе создается атмосфера, благоприятная для полноценного развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

В Украине педагогика партнерства появилась вместе с концепцией новой украинской школы. Среди главных ориентиров НУШ – фокус на ребенке. Он реализуется в создании индивидуальных траекторий развития и улучшении опыта в школе. Сотрудничество учителей и родителей – важная составляющая в достижении этих целей.

Читайте также: Монтессори - что это такое? Все, что нужно знать современным родителям о методике Монтессори

Как установить диалог между учащимся и учителем?

Педагогика партнерства между учащимися и учителем может реализоваться в следующих форматах взаимодействия: 

  • интерактивные и геймифицированные форматы;

  • проектная работа самостоятельно или в группах;

  • активности по самообразованию;

  • диалогические форматы;

  • стимулирование учащихся к формированию собственного мнения;

  • использование методов самостоятельной оценки и взаимной проверки учащихся.

Главным пунктом для организации учебного процесса в рамках педагогики партнерства является ориентация на ребенка и раскрытие его индивидуальных способностей.

диалог между учителем и учащимися

Если учитель или родители видят трудности ребенка с овладением каким-либо предметом или наоборот – большой интерес к нему, это повод для обсуждения дальнейших шагов. Одним из самых эффективных способов углубить знания могут быть индивидуальные занятия. Репетитора по любому предмету и для любых нужд можно найти на сайте BUKI.

Педагогика партнерства с родителями

Особое место в педагогике партнерства занимает тесное и плодотворное взаимодействие между школами, учителями и родителями. В рамках педагогики партнерства родителей вовлекают в процесс принятия ключевых, стратегических решений на классном или общешкольном собрании. К мнению родителей также прислушиваются, когда анализируют качество работы школы и вместе с родителями ищут возможные пути улучшения качества образования.

как вовлечь родителей в учебный процесс

В педагогике партнерства чрезвычайно важна прозрачность и осведомленность всех участников процесса. В Украине, как и других странах, где внедряется концепт партнерства и сотрудничества, действует онлайн система Єдина школа. Она позволяет зарегистрированным учебным заведениям вести журналы, добавлять домашние задания. В ней также возможно прямое индивидуальное общение родителей и учителей об успешности, потребностях и сложностях ребенка. Внедрение электронной системы – важный шаг в реализации концепции педагогики партнерства, однако он не является исчерпывающим.

Для организации более плодотворной коммуникации между администрациями школ, учителями и родителями можно использовать Меморандум о сотрудничестве педагогов, учеников и родителей, разработанный в НУШ. Участники процесса могут вместе изучить и проработать этот рамочный документ, чтобы принять общие правила взаимодействия. Понятные и обозначенные условия взаимодействия будут способствовать доверию и прозрачной коммуникации. Вот лишь некоторые способы внедрения элементов педагогики партнерства в вашей школе:

  • организация общешкольного родительского собрания с участием избранных представителей из каждого класса

  • проведение классного родительского собрания

  • организация индивидуальных встреч учителей и родителей, которые могут проводиться как регулярно, так и при необходимости участников

  • организация учебного процесса с участием родителей

  • переписка онлайн или офлайн учителей с родителями

Читайте также: Что такое единая школа: зачем внедрили эту систему и как ей пользоваться

Как педагогика сотрудничества работает в других странах: примеры

Педагогика партнерства является рамочной концепцией, а это значит, что каждое учебное заведение может выбрать наиболее удобную для себя модель. Выбор удобного для всех формата сотрудничества может стать первым шагом в большой совместной работе, которую будет проводить школа при поддержке родителей. Зная опыт других стран в реализации педагогики партнерства, украинские педагоги и родители могут определить, что подходит им лучше всего.

Реформы, начатые в Польше в девяностых и нулевых, определяли родителей

и учителей равноправными и ответственными за всестороннее и полноценное развитие ребенка. Вовлеченность родителей в учебный процесс является залогом реализации этого утверждения на практике. В Польше практикуют не только регулярное классные собрания, но и общешкольные. Без участия родительских советов и избираемых в каждом классе президий школа не принимает никаких ключевых решений. К мнению родителей прислушиваются, а если у ребенка есть особые потребности или сложности, учитель и родители вместе и в индивидуальном порядке ищут способы их решения.

педагогика партнерства в других странах

Канадская модель партнерства не включает классных собраний. Там проводят либо общешкольные, либо индивидуальные встречи. Однако на качестве сотрудничества и коммуникации отсутствие регулярных классных собраний это не сказывается. Вместо общих встреч родители и учителя общаются либо онлайн, либо с помощью специальных папок для переписки. Туда учитель может вкладывать информацию об успеваемости, новостях или вопросах, а родители, изучив материалы, могут предоставить свой ответ, замечания или предложение.

Похожая модель работает и в Финляндии. Общение между учителями и родителями проходит в государственной онлайн-системе. Общее же родительское собрание с участием педагогического коллектива проводится дважды (в младших классах) или один раз (в старших классах) в год. Учителя вместе с родителями и учениками планируют учебные планы на полугодие или год. После того как этот период завершается, учащиеся проводят самооценку, проверяемую учителем, и в зависимости от результатов учебный план на следующий период может корректироваться.

В Швеции практикуют индивидуальные встречи родителей с преподавателями, целью которых является создание индивидуальных ученических траекторий. Вместе с формальными моделями используют также обучающие встречи с родителями и даже вечеринки или встречи в кафе. Школа относится к родителям как к центру поддержки и развития, а родители – доверяют школам и включаются в сотрудничество при необходимости.

Опыт внедрения педагогики партнерства в других странах ярко свидетельствует о том, что для организации продуктивного сотрудничества можно не использовать все возможные форматы. Участники процесса, имея одинаковую цель, сами выбирают именно те модели, которые наиболее удобны для них. Начните этот процесс в вашем учебном заведении, чтобы понять, какие именно способы взаимодействия будут эффективны для вас.

Читайте также: Учимся играя. Что такое геймификация

Понравилась статья? Оцените

5

На основе отзывов 5 пользователей

Катерина Г.

Автор Катерина Г.

Маю вищу освіту за спеціальністю "Журналістика". Працюю копірайтеркою на фрілансі.

Статьи автора: 21

Подобрать репетитора

Что такое педагогика партнерства: правила современного преподавания

Что такое педагогика партнерства?

Целью педагогики партнерства является обучение на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Эта цель достигается посредством различных педагогических методов и инструментов. Читайте больше на BUKI

Как установить диалог между учащимся и учителем?

Педагогика партнерства между учащимися и учителем может реализоваться в следующих форматах взаимодействия: интерактивные и геймифицированные форматы; проектная работа самостоятельно или в группах; активности по самообразованию; Читайте больше на BUKI

Как вовлечь родителей в учебный процесс?

В педагогике партнерства чрезвычайно важна прозрачность и осведомленность всех участников процесса. В Украине, как и других странах, где внедряется концепт партнерства и сотрудничества, действует онлайн система Єдина школа. Она позволяет зарегистрированным учебным заведениям вести журналы, добавлять домашние задания. Читайте больше на BUKI

Как педагогика партнерства работает в других странах?

Канадская модель партнерства не включает классных собраний. Там проводят либо общешкольные, либо индивидуальные встречи. Однако на качестве сотрудничества и коммуникации отсутствие регулярных классных собраний это не сказывается. Читайте больше на BUKI

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов