Могут ли оставить ребенка в классе на второй год? Об изменениях в школьной системе образования

Обновлено 09.06.2025

Анна Г.

Статьи автора: 49

Могут ли оставить ребенка в классе на второй год? Об изменениях в школьной системе образования

«Останешься в классе на второй год!», – ужасающее заявление учителя, которое может выбить из колеи каждого малыша. Да, такая практика не так популярна, как 20-30 лет назад, но она имеет место быть и сейчас в школьной образовательной системе. 

Что такое остаться в классе на повторное обучение? Это получить мощнейший психологический дискомфорт, отделиться от коллектива, с которым успел сдружиться, стать «белой вороной» в новом коллективе и прослыть двоечником. Но действительно ли в реальности все так ужасно? Нет! В некоторых случаях ребенок может часто болеть и пропускать занятия, не успеть привыкнуть к коллективу, пропустить важный пласт школьной программы по важным предметам, и попросту не быть готовым переступить порог следующего класса! 

Родителям переживать не стоит. Без вашего согласия ребенка на второй год обучения не оставят! Но в некоторых случаях, возможно, это будет единственно верным решением подтянуть успеваемость малыша, чтобы в будущем не возникло никаких проблем с обучением. В статье мы рассмотрим изменения в системе школьного образования, опишем плюсы и минусы обучения на втором году, а также расскажем мнение психологов о том, как отнесется ваш ребенок к подобной практике. 

МОН изменило порядок перевода учащихся в следующий класс: коротко о том, как происходит процедура оставления ребенка на второй год

Еще в 2015 году в МОН был утвержден документ, в котором регулировался порядок перевода школьников в следующий класс. Но в 2019-м в него внесли определенные правки. На сегодняшний день оставить учащегося в классе на повторный год обучения могут только в таких случаях: 

  • Итоги обучения в 3-8-х классах не принесли нужных результатов. 

Оценки в годовом табеле от 1 до 3-х баллов считаются «неудовтворительным» уровнем. Если «неуды» стоят по украинскому языку, математике, чтению, то учащегося могут оставить на второй год, разобравшись в причинах такой успеваемости. 

  • Первоклассники и второклассники могут остаться на второй год обучения только на основе обращения в школу родителей. 

Если родителям кажется, что малыш не усвоил базовых основ, которые необходимы для дальнейшего обучения (не умеет читать, писать, считать), то родители вправе потребовать, чтобы малыша оставили на второй год в первом классе. 

  • На второй год в 3-8х классах тоже оставляют только на основе обращения в школу родителей учащегося. 

Учитель не имеет права оставить школьника на второй год. У него нет для этого никаких полномочий. Процедура выглядит приблизительно таким образом: ребенок принес домой табель, родители увидели там неудовлетворительные оценки, обратились в школу к классному руководителю, поговорили с учителями-предметниками. После беседы родитель сам принимает решение – писать заявление на оставление ребенка на второй год или нет. Если родитель принял решение оставить школьника, то он пишет заявление и подает его на рассмотрение педагогическому совету школы. 

  • Педагогический совет школы принимает решение о том, оставлять ребенка на второй год или нет. 

После подачи заявления родителем – педсовет школы принимает решение. 

  • В одном и том же классе можно учиться только 2 раза на протяжении всего школьного обучения. 

Допустим, ученик остался на второй год в 1м классе. Второй раз в 1м классе он больше не останется. 

Как видите, никто не оставит на второй год малыша без вашего согласия. Даже если ребенок учится плохо, и вы понимаете, что с психологической точки зрения ему будет некомфортно остаться на второй год обучения, то можно использовать лето правильно! Наверстать упущенное с помощью репетитора. Частный учитель найдет общий язык с учащимся и в интенсивно режиме даст все нужные знания, которые необходимы для следующего класса. 

Оставлять ребенка на второй год или нет? 

На самом деле в Украине не очень-то и распространена методика оставления ребенка на второй год. Обычно об этом и речи не идет! Ответственные родители прикладывают все усилия, для того чтобы малыш учился если и не на «Отлично», то на «Хорошо» – обязательно! Но ситуаций бывает много. Бывает так, что ребенок часто болел и был вынужден пропускать школьное обучение в начальных классах. Бывает так, что мама и папа переехали, а ребенок не смог нормально адаптироваться. А бывает так, что изначально ребенок не смог найти общий язык с коллективом, поэтому специально пропускал занятия, сетуя на плохое самочувствие. Причин может быть много! И каждая их них требует обсуждения и с родителями, и с классным руководителем, и с психологом. 

Пожалуй, можно выделить только одну положительную сторону в оставлении школьника на второй год обучения: ребенок имеет возможность спокойно освоить все нужные навыки и получить знания, которых недополучил. Но сколько минусов стоит за этим плюсом… 

А что думают психологи? 

Психологи, как раз таки, говорят только о минусах такой практики. И это неудивительно! Оставить в современных условиях школьника на второй год обучения – не что иное, как насмешка. Не все родители, увы, задумываются над чувствами малыша, и не каждый малыш может понятно донести до мамы и папы свои эмоции.

Родители должны знать, что каждый учащийся, который остался в классе на второй год, обычно испытывает на себе: 

  • Стресс

Ребенок привык к одноклассникам и к правилам класса, возможно, нашел друзей, с которыми общается во внешкольное время, привык к учителю. Выходит так, что весь коллектив класса идет дальше, а второгодник вынужден привыкать к другому окружению: к детям, которые меньше его по возрасту, к новому учителю, к новым распорядкам. 

  • Насмешки

Буллинг, к сожалению, нередкое явление в современной школе. Увы, дети очень жестоки. Естественно, второгодника ждет неприятная участь, ведь его будут дразнить неумехой и двоечником. Конечно же, учиться в таких условиях будет очень сложно, поэтому может случиться так, что обучение на втором году все равно не даст никаких результатов. 

  • Стойкое убеждение в том, что он неудачник. 

Малыши очень прислушиваются к мнению других. И одноклассники, и учитель, часто сам того не осознавая, будут относиться ко второгоднику, навешивая на него ярлыки. Соответственно, после этого опыта у ребенка навсегда останется в душе неприятное чувство сомнения в своих силах. Может, лучше сейчас потратиться на репетитора, чем потом на психолога? 

  • Пониженный интерес к учебе. 

Ребенок воспринимает учебу несколько враждебно. Ведь именно она стала камнем преткновения в его жизни. В детском возрасте малыш не будет бросать себе вызов начать хорошо учиться, ради того, чтобы всем доказать на что он способен. Он будет подвержен защитной реакции – еще больше «закрыться в раковине» и абстрагироваться от всего. 

Конечно же, каждый родитель сам выбирает, что будет лучше для его ребенка. Кто-то уверен в том, что малыш нормально отнесется к тому, чтобы остаться на второй год. Кто-то убежден, что школьника надо оставить на второй год, проучив. А кто-то просто не имеет возможности нанять репетитора и не знает, как быть в ситуации, когда ребенок не успевает осваивать школьную программу. В любом случае, решение о том, чтобы сделать ребенка второгодником должен принимать не только родитель или школа. Только комплексное взаимодействие института школы с институтом семьи поможет прийти к единственно правильному решению, которое не нанесет вреда гармоничному развитию личности! 

Понравилась статья? Оцените

4.49

На основе отзывов 81 пользователей

Анна Г.

Автор Анна Г.

Репетитор з української мови та літ-ри та з англійської мови. Готую до ДПА, ЗНО, вступу до університету.

Статьи автора: 49

Подобрать репетитора

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов