
Гаджеты – неотъемлемая часть современного общества
Второе десятилетие ХХІ века отличается тенденцией к тотальной «девайсизации» молодежного культурного пространства. Смартфон, планшет, нетбук, IPad, электронная книга, smart часы – обыденные вещи многих школьников. Пользуясь их помощью, юное поколение находится в курсе последних событий, поддерживает широкий круг коммуникации, получает различную информацию.
Глобальная сеть Интернет – мощнейший информационный источник современности. Любые знания, практический опыт становятся доступными. Необходимо найти значение определенного термина – обращаемся к Wikipedia. Посредством Интернета сегодня преподносится множество видеоуроков, образовательных курсов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Репетиторы, психологи, личностные коучи проводят живые занятия тет-а-тет через скайп, вайбер. Режим онлайн позволяет собирать огромные аудитории обучаемых. Участие возможно с любой точки мира.
Гаджеты – удобное, практичное приспособление. Однако… наблюдается обратная грань медали. Значительная часть информационных потоков несет вред здоровью, безопасности, духовно-культурному развитию молодежи. Сообщества соцсетей «помогают убить» свободное времяпровождение. Дети становятся пассивные, малоподвижные. Мобильный телефон садит зрение. Разные игры, популярные каналы отвлекают от учебы, снижают внимательность, старательность.
Часто школьные учителя «ловят» учащихся за прослушиванием музыки, играми, списыванием на занятиях. Многими учебными заведениями Украины поднимался вопрос – запрет телефонов в школе.
Образовательные возможности Интернета
Две трети образовательного процесса протекает online. ЗВО и школы ввели форму дистанционного обучения. Необходимые задания ученик/студент выполняет, сидя дома за компьютером. Данный распорядок выбирают подростки, взрослые, желающие ценить собственное время. Форма подачи школьной программы – инновационная, доступная. Современные технологии помогают легче понять материал. Урок заканчивается контрольными вопросами. Регулярно выполняются контрольные работы, отправляющиеся на проверку учителю.
Школьники стационара также получают значительную пользу – самообразование, подготовка к урокам, экзаменам. Обучающие источники охватывают: тематические видео, аудиоматериалы, презентации, много интерактивных игр, детальных ЗD-моделей.
Созданы специальные учебные платформы, содержащие необходимые материалы (аудио-, видео-, текстовые файлы) на одном сайте. Надежным универсальным ресурсом остается Википедия. Существует система онлайн тестирования, предоставляющая автоматизированную проверку ответов, выдачу результата за пару секунд. Подобные тесты – способ надежной ВНО подготовки.
Модернизированные Play Market, App Store предлагают обучающие мобильные приложения, мотивационные интеллектуальные игры, ориентированные на предэкзаменационную умственную тренировку, развитие логического мышления.
В одних учебных заведениях действует строгий запрет на смартфоны в школах, в других активно поощряется использование гаджетов в учебном процессе. Многие лицеи, гимназии присоединились к системе электронной школы SMLS. Ученики пользуются цифровыми дневниками, учителя – журналами. Отдельные педагоги пытаются максимально внедрять «гаджетизацию» уроков. Используются специальные программные обеспечения, задачи, упражнения выполняются онлайн. Некоторые спецшколы пошли дальше: расписание занятий ученики получают путем считывания QR-кода.
Можно ли носить телефон в школу?
Верховная Рада зарегистрировала закон о запрете мобильных телефонов в школе №2792 депутата Алексея Гончаренко, вызвавший бурные общественные обсуждения. Закон предлагает запретить пользоваться гаджетами ученикам и учителям на период уроков, на переменах возвращать смартфоны владельцам. Планшеты, интерактивные доски – исключения, допустимые для использования с образовательной целью. Правильно организовать временное хранение изъятых телефонов обязана администрация школы.
Родители выступают против подобной «архаики», объясняя: украинская школа полна запретов. Однако скрытая опасность эры смартфонов – возникновение психологической зависимости. Тонкая детская психика быстро впитывает негативный посыл сайтов, видео. Подростковыми кумирами становятся блогеры, демонстрирующие глупые либо опасные вещи, которые дети пытаются повторять. Психологи отмечают: соцсети, онлайн игры зомбируют школьников, вызывают неконтролированную агрессию, асоциальное поведение.
Проблемой современных детей является неумение правильно общаться, отсутствие навыков самодисциплины, разумного распределения временных рамок. Подростки легко поддаются массовым влияниям. Родители также подают отрицательный пример: вместо семейного досуга проводят вечера перед телевизором либо онлайн.
Противники и сторонники запрета девайсов наводят аргументы, раскрывающие плюсы и минусы мобильного телефона в школе.
Положительные последствия закона:
- нормальное протекание учебного процесса, избежание отвлекающих факторов;
- повышение концентрации внимания, соответственно – успеваемости учеников;
- снижение риска интернет-буллинга;
- улучшение поведения;
- возрастание ответственности;
- повышение социальной активности, способностей выстраивать реальные взаимодействия
Негативный результат запрета телефонов:
- отсутствие положительных изменений из-за недоработки законопроекта относительно организационных аспектов, санкций;
- отказ от инновационных методов обучения, предусматривающих использование современной техники;
- неумение школьников правильно проводить поиск информации;
- отсутствие полезной практики пользователя образовательных интернет-программ;
- протесты родителей, бунт учеников
Почему важно научить детей правильно использовать мобильный телефон и компьютер?
Развитием современного мира управляет информационно-технический прогресс. Молодое поколение обязано следовать модернизированным технологиям. Сегодня компьютер, мобильный телефон выполняют функцию глобального расширения человеческих возможностей – поисковых, коммуникационных, образовательных. Девайсы выступают своеобразными органами-анализаторами, позволяющими досконально познавать мир.
Информационный хаос зашкаливает, поэтому ребенка нужно сориентировать в данном потоке, научить правильно пользоваться поисковыми ресурсами. Учителям информатики младших классов надобно отложить календарное планирование и провести 4-5 уроков, посвященных темам поиска источников информации, типологии сайтов, пользе-опасности социальных сетей. Детям нужно показать, какие существуют интернет-ресурсы (образовательные, художественные, туристические, научные, посвященные саморазвитию платформы), объяснить их практическое значение. Педагогам предстоит составить перечень развивающих youtube-каналов, полезных программ, приложений. Важно раскрыть детям конструктивный аспект современных технологий.
Также принципиально научить подростков мыслить критически. Возможность анализировать получаемую информацию, сопоставлять, перепроверять, обдумывать – залог личностного и профессионального успеха. Учителям, родителям стоит показать примеры неправдивых новостей, негативные последствия. Рассказывать надо о рекламной, эпатажной, пиарной, манипуляционной целях многих видеороликов, статей. Главное – донести идею: нельзя слепо верить всему.
Просветительские занятия касательно кибербезопасности детей обязан периодически проводить психолог, представитель службы по делам молодежи.
Школьникам необходимо привить навыки:
- аналитического мышления;
- критической оценки информационных источников;
- умение отличать безопасную и вредоносную информацию;
- игнорирование манипуляционных воздействий, влияний;
- знание о примерах возможной опасности, аферистских схемах, обманах;
- сформировавшиеся четкие цели пользования интернет-пространством;
- привычки уведомлять взрослых, заметив подозрительные последствия онлайн посещений
Принципы современных методов обучения и роль смартфонов
Образовательная система Украины основана на устаревших стандартах, подходах. Технический прогресс требует вовлеченности школьников в информационно-технологическую действительность. Ученики получают повседневные вызовы – научится качественному подбору информации, усовершенствовать навыки продвинутого интернет-пользователя. Учебные заведения обязаны помочь обучающимся воспитать надлежащую информационно-коммуникационную культуру. Иначе случаи детского кибербуллинга, психологической зависимости, социальной дезориентации, разных интернет-преступлений продолжатся. Подростки дальше будут засиживаться за онлайн играми, смотреть смартфон, слушать музыку на уроках.
Закон о запрете телефонов в школе не принесет ожидаемых плодов. Проект существенно недоработан. Дети давно потеряли интерес к традиционной системе учебы, включающей учебники, тетрадки, печатные листы-задания. Данный подход является провальным. Монотонное изучение правил, написание упражнений нужно разбавлять необычными онлайн заданиями, исследованием сайтов, компьютерных программ. Подростки ожидают занятных уроков, раскрывающих дополнительные «секреты» привычных устройств. Стремятся узнать способы, корректирующие самостоятельно приобретенные навыки технической осведомленности.
Наступило время адаптировать образование под детей – технически доскональное, отвечающее современным запросам, методам. Нужно совершенствоваться, двигаться вперед. Школам продуктивнее разработать новые методические подходы, разнообразить программу соответственно технологическому развитию детей.