Как написать и оформить доклад?

Обновлено 17.02.2025

Наталія К.

Статьи автора: 235

Как написать и оформить доклад?

Школьники и студенты часто сталкиваются с необходимостью написать доклад и почти всегда допускают ошибки. Ведь его легко перепутать с другими жанрами. Чтобы доклад как задание не вызывал у вас растерянность, предлагаем ознакомиться с материалами статьи. Здесь вы найдете важные советы по подготовке и оформлению докладов. 

Что такое доклад?

Доклад – это вид работы в научном, научно-популярном или научно-учебном стиле, ориентированный на устное выступление. Однако доклады могут быть также деловыми, политическими и отчетными. По сути, это фиксация выступления на бумаге в качестве вспомогательного средства или с целью дальнейшей проверки и архивации. 

Любой доклад имеет письменное оформление, которое может быть довольно свободным или четко регламентированным. Все зависит от цели и тематики мероприятия – научная конференция, собрание, совет, семинар, дискуссионный клуб, школьный урок.

как написать доклад

Это достаточно простой жанр, с которым ученики знакомятся в средней или старшей школе. А также очень распространенный вид студенческих и научных работ – и в этом случае является итогом проведенных кем-либо научных исследований. В отличие от реферата, доклад более разветвленный по тематике и проблематике. Он может охватывать как отрасль определенной науки в целом, так и несколько ее направлений. Хотя эти жанры не сильно отличаются по объему.

Реферат же, как правило, посвящен узкой конкретной теме. Реферативное осветление включает сжатый пересказ, отображение ключевых идей, поэтому базируется в основном на одном-двух источниках. Подготовка доклада предусматривает использование значительно большего количества источников. А от сообщения доклад отличается еще и по объему: он примерно вдвое больше. 

как написать доклад

Доклад имеет определенные признаки, выделяющие его среди других жанров. Это в первую очередь:

  • соответствие методологии научной сферы, к которой принадлежит доклад;

  • применение конкретного научного метода;

  • четкая структурированность;

  • ссылки на научные источники;

  • использование специфической доказательной терминологии. 

Читайте также: Как написать реферат?

Как написать доклад?

Подготовку к написанию доклада нужно начинать заранее. Для начала определитесь с темой, которая для вас действительно интересна и понятна.

как написать доклад

Дальше можете готовиться по похожему алгоритму:

  1. составьте план будущего доклада;

  2. запишите самые важные тезисы;

  3. подберите примеры, ярко иллюстрирующие ваши мысли;

  4. составьте список литературы для проработки. Обратитесь к преподавателям, библиографическим ресурсам, научным сайтам и т.п.;

  5. проработайте подобранные вами источники;

  6. запишите выводы исследователей относительно вашей проблемы и сформулируйте собственное мнение по этому поводу. Мысли ученых могут кардинально расходиться. Эту разницу было бы неплохо подать в виде таблицы, схемы;

  7. дополните тезисы примерами, фактами, цифрами, цитатами;

  8. напишите полный текст в научном стиле с учетом требований по объему и времени. Учитывайте, что за 10 мин. вы успеете прочесть около 4-х страниц А4;

  9. проверьте текст на наличие ошибок, соответствие тематике и стилистике;

  10. определите, насколько широко вы владеете темой, и сможете ли ответить на дополнительные или уточняющие вопросы;

  11. потренируйтесь докладывать без запинок и постоянного подглядывания в текст, свободно комментировать дополнительные материалы и аргументировать свои мысли. 

Различают два основных способа составления докладов. Первый – формулировка тезисов с последовательным написанием на их основании доклада и редактированием для размещения в научном сборнике. Второй способ заключается в написании полноценного текста для печати и выделении в нем ключевых тезисов для устного произнесения. 

Если разобраться с темой достаточно тяжело или есть ощущение поверхностного понимания дисциплины, можно подтянуть знания с репетитором. Найти преподавателя, соответствующего вашим запросам по квалификации, можно на сервисе BUKI. Это широкая база с более чем 90 тыс. преподавателей по самым разным школьным и университетским дисциплинам. 

Читайте также: Как написать CV для поступления за границу?

Как оформить доклад?

Придерживаться четкой общепринятой структуры важно как для студентов, так и для школьников. Ведь это поможет выработать навыки, полезные для написания более сложных научных работ.

как написать доклад

В целом ваш доклад должен содержать следующие элементы композиции:

  • титульная страница – название работы, указание имени, фамилии автора и преподавателя;

  • содержание – перечень названий разделов;

  • вступление – часть, которая должна обязательно содержать информацию об актуальности, практической значимости и цели вашего доклада. По объему он занимает 5-10% от общего количества страниц. Вступление можно и не выделять в отдельный раздел;

  • основная часть – несколько разделов, посвященных главной теме исследования. Доклад обычно сопровождается дополнительным иллюстративным материалом – презентациями, изображениями, схемами, диаграммами. Поэтому каждый раздел должен тезисно подавать самую важную информацию, а также включать комментарии к инфографике;

  • выводы – итоговые тезисы по каждому из разделов или общее подведение итогов. Они должны быть четкими и лаконичными. По объему – не больше 10% от общего количества страниц. Выводы также можно не оформлять как отдельный раздел;

  • перечень использованных источников – список из ориентировочно 5-ти источников для школьного доклада и не менее 10-ти источников для научного. Помните, что сегодня доклады тщательно проверяются на признаки плагиата, поэтому указывайте все использованные вами источники. 

По объему устное изложение обычно охватывает 5-10 мин. для школьников, до 30 мин. для студентов и научных сотрудников.

как написать доклад

Обратим ваше внимание на то, какие особенности имеет доклад в научном стиле и как его оформить:

  • общий рекомендованный объем – 8-12 страниц А4 (доклад на 4-6 страниц допускается для школьников);

  • логическая последовательность изложения;

  • однозначность, точность формулировок, высокая информационная насыщенность, доказательность утверждений;

  • для более сжатой и наглядной подачи информации используются таблицы, схемы, диаграммы и прочее, которые следует презентовать отдельно с помощью слайдов;

  • подача перечней в виде маркированных или нумерованных списков;

  • использование научной терминологии и минимум абстрактной лексики;

  • применение речевых клише с указанием на источник информации и на отображение причинно-следственных связей, безличных форм глаголов, причастных оборотов, сложных синтаксических конструкций;

  • избегание личных местоимений, эмоционально-образных слов и оборотов, художественных эпитетов и сравнений;

  • возможно цитирование других научных трудов. 

Особое внимание следует уделить оформлению библиографии. Каждый источник обозначаем по образцу: инициалы и фамилия автора или авторов, название работы, город, издательство (как правило, без кавычек), год издания, количество страниц. 

Примеры оформления доклада в научном стиле

Зачастую каждый вуз, научное учреждение или издательство дают свои рекомендации относительно письменного формата докладов. Поэтому приведенные в разделе образцы являются достаточно условными. 

Предлагаем ознакомиться с примерами студенческих докладов по точным наукам по ссылке uzhnu.edu.ua/uk/infocentre/get/20217. Доклады студентов технических направлений подготовки по итогам одной из научных конференций в КНУ им. Т.Шевченко представленные на сайте fit.univ.kiev.ua/archives/1102. Вот качественные образцы оформления докладов по филологическим наукам: philology.knu.ua/nauka/publicatsiyna_actyvnist/vydannya_if/.

А как подавать источники, на которых строится доклад?

Образец записи монографии:

Оніщенко Н. М. Правова система: проблеми теорії. – Монографія. – Київ, 2002. – 368 с. 

Образец записи статьи:

Вісн. НАН України. 2012. № 6. С. 62–67.

Подробнее о правилах оформления библиографии можно узнать в номере «Академпериодики» НАН за 1 января 2016 года. 

Сомневаетесь в качестве своих научных работ – посоветуйтесь с опытным преподавателем. Найти такового очень легко с помощью BUKI. Заодно можно дополнительно позаниматься и улучшить свой уровень. 

Читайте также: Рейтинг университетов Украины по специальностям

Понравилась статья? Оцените

4.64

На основе отзывов 14 пользователей

Наталія К.

Автор Наталія К.

Репетитор з української мови та літератури, допомагаю підтягти знання шкільної програми за 2-11 класи, готую до ДПА та ЗНО, олімпіад.

Статьи автора: 235

Подобрать репетитора

Как написать и оформить доклад?

Что такое доклад?

Доклад – это вид работы в научном, научно-популярном или научно-учебном стиле, ориентированный на устное выступление. Однако доклады могут быть также деловыми, политическими и отчетными. Читайте больше на BUKI

Как написать доклад?

Для начала определитесь с темой, которая для вас действительно интересна и понятна. Дальше можете готовиться по похожему алгоритму: составьте план будущего доклада; запишите самые важные тезисы; Читайте больше на BUKI

Как оформить доклад?

Придерживаться четкой общепринятой структуры важно как для студентов, так и для школьников. Ведь это поможет выработать навыки, полезные для написания более сложных научных работ. В целом ваш доклад должен содержать следующие элементы композиции: Читайте больше на BUKI

Как оформить источники в докладе?

Образец записи статьи: Вісн. НАН України. 2012. № 6. С. 62–67. Подробнее о правилах оформления библиографии можно узнать в номере «Академпериодики» НАН за 1 января 2016 года.Читайте больше на BUKI

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов