
Школьники и студенты часто сталкиваются с необходимостью написать доклад и почти всегда допускают ошибки. Ведь его легко перепутать с другими жанрами. Чтобы доклад как задание не вызывал у вас растерянность, предлагаем ознакомиться с материалами статьи. Здесь вы найдете важные советы по подготовке и оформлению докладов.
Что такое доклад?
Доклад – это вид работы в научном, научно-популярном или научно-учебном стиле, ориентированный на устное выступление. Однако доклады могут быть также деловыми, политическими и отчетными. По сути, это фиксация выступления на бумаге в качестве вспомогательного средства или с целью дальнейшей проверки и архивации.
Любой доклад имеет письменное оформление, которое может быть довольно свободным или четко регламентированным. Все зависит от цели и тематики мероприятия – научная конференция, собрание, совет, семинар, дискуссионный клуб, школьный урок.
Это достаточно простой жанр, с которым ученики знакомятся в средней или старшей школе. А также очень распространенный вид студенческих и научных работ – и в этом случае является итогом проведенных кем-либо научных исследований. В отличие от реферата, доклад более разветвленный по тематике и проблематике. Он может охватывать как отрасль определенной науки в целом, так и несколько ее направлений. Хотя эти жанры не сильно отличаются по объему.
Реферат же, как правило, посвящен узкой конкретной теме. Реферативное осветление включает сжатый пересказ, отображение ключевых идей, поэтому базируется в основном на одном-двух источниках. Подготовка доклада предусматривает использование значительно большего количества источников. А от сообщения доклад отличается еще и по объему: он примерно вдвое больше.
Доклад имеет определенные признаки, выделяющие его среди других жанров. Это в первую очередь:
-
соответствие методологии научной сферы, к которой принадлежит доклад;
-
применение конкретного научного метода;
-
четкая структурированность;
-
ссылки на научные источники;
-
использование специфической доказательной терминологии.
Читайте также: Как написать реферат?
Как написать доклад?
Подготовку к написанию доклада нужно начинать заранее. Для начала определитесь с темой, которая для вас действительно интересна и понятна.
Дальше можете готовиться по похожему алгоритму:
-
составьте план будущего доклада;
-
запишите самые важные тезисы;
-
подберите примеры, ярко иллюстрирующие ваши мысли;
-
составьте список литературы для проработки. Обратитесь к преподавателям, библиографическим ресурсам, научным сайтам и т.п.;
-
проработайте подобранные вами источники;
-
запишите выводы исследователей относительно вашей проблемы и сформулируйте собственное мнение по этому поводу. Мысли ученых могут кардинально расходиться. Эту разницу было бы неплохо подать в виде таблицы, схемы;
-
дополните тезисы примерами, фактами, цифрами, цитатами;
-
напишите полный текст в научном стиле с учетом требований по объему и времени. Учитывайте, что за 10 мин. вы успеете прочесть около 4-х страниц А4;
-
проверьте текст на наличие ошибок, соответствие тематике и стилистике;
-
определите, насколько широко вы владеете темой, и сможете ли ответить на дополнительные или уточняющие вопросы;
-
потренируйтесь докладывать без запинок и постоянного подглядывания в текст, свободно комментировать дополнительные материалы и аргументировать свои мысли.
Различают два основных способа составления докладов. Первый – формулировка тезисов с последовательным написанием на их основании доклада и редактированием для размещения в научном сборнике. Второй способ заключается в написании полноценного текста для печати и выделении в нем ключевых тезисов для устного произнесения.
Если разобраться с темой достаточно тяжело или есть ощущение поверхностного понимания дисциплины, можно подтянуть знания с репетитором. Найти преподавателя, соответствующего вашим запросам по квалификации, можно на сервисе BUKI. Это широкая база с более чем 90 тыс. преподавателей по самым разным школьным и университетским дисциплинам.
Читайте также: Как написать CV для поступления за границу?
Как оформить доклад?
Придерживаться четкой общепринятой структуры важно как для студентов, так и для школьников. Ведь это поможет выработать навыки, полезные для написания более сложных научных работ.
В целом ваш доклад должен содержать следующие элементы композиции:
-
титульная страница – название работы, указание имени, фамилии автора и преподавателя;
-
содержание – перечень названий разделов;
-
вступление – часть, которая должна обязательно содержать информацию об актуальности, практической значимости и цели вашего доклада. По объему он занимает 5-10% от общего количества страниц. Вступление можно и не выделять в отдельный раздел;
-
основная часть – несколько разделов, посвященных главной теме исследования. Доклад обычно сопровождается дополнительным иллюстративным материалом – презентациями, изображениями, схемами, диаграммами. Поэтому каждый раздел должен тезисно подавать самую важную информацию, а также включать комментарии к инфографике;
-
выводы – итоговые тезисы по каждому из разделов или общее подведение итогов. Они должны быть четкими и лаконичными. По объему – не больше 10% от общего количества страниц. Выводы также можно не оформлять как отдельный раздел;
-
перечень использованных источников – список из ориентировочно 5-ти источников для школьного доклада и не менее 10-ти источников для научного. Помните, что сегодня доклады тщательно проверяются на признаки плагиата, поэтому указывайте все использованные вами источники.
По объему устное изложение обычно охватывает 5-10 мин. для школьников, до 30 мин. для студентов и научных сотрудников.
Обратим ваше внимание на то, какие особенности имеет доклад в научном стиле и как его оформить:
-
общий рекомендованный объем – 8-12 страниц А4 (доклад на 4-6 страниц допускается для школьников);
-
логическая последовательность изложения;
-
однозначность, точность формулировок, высокая информационная насыщенность, доказательность утверждений;
-
для более сжатой и наглядной подачи информации используются таблицы, схемы, диаграммы и прочее, которые следует презентовать отдельно с помощью слайдов;
-
подача перечней в виде маркированных или нумерованных списков;
-
использование научной терминологии и минимум абстрактной лексики;
-
применение речевых клише с указанием на источник информации и на отображение причинно-следственных связей, безличных форм глаголов, причастных оборотов, сложных синтаксических конструкций;
-
избегание личных местоимений, эмоционально-образных слов и оборотов, художественных эпитетов и сравнений;
-
возможно цитирование других научных трудов.
Особое внимание следует уделить оформлению библиографии. Каждый источник обозначаем по образцу: инициалы и фамилия автора или авторов, название работы, город, издательство (как правило, без кавычек), год издания, количество страниц.
Примеры оформления доклада в научном стиле
Зачастую каждый вуз, научное учреждение или издательство дают свои рекомендации относительно письменного формата докладов. Поэтому приведенные в разделе образцы являются достаточно условными.
Предлагаем ознакомиться с примерами студенческих докладов по точным наукам по ссылке uzhnu.edu.ua/uk/infocentre/get/20217. Доклады студентов технических направлений подготовки по итогам одной из научных конференций в КНУ им. Т.Шевченко представленные на сайте fit.univ.kiev.ua/archives/1102. Вот качественные образцы оформления докладов по филологическим наукам: philology.knu.ua/nauka/publicatsiyna_actyvnist/vydannya_if/.
А как подавать источники, на которых строится доклад?
Образец записи монографии:
Оніщенко Н. М. Правова система: проблеми теорії. – Монографія. – Київ, 2002. – 368 с.
Образец записи статьи:
Вісн. НАН України. 2012. № 6. С. 62–67.
Подробнее о правилах оформления библиографии можно узнать в номере «Академпериодики» НАН за 1 января 2016 года.
Сомневаетесь в качестве своих научных работ – посоветуйтесь с опытным преподавателем. Найти такового очень легко с помощью BUKI. Заодно можно дополнительно позаниматься и улучшить свой уровень.