
Ирина Исаева: "Не стыдно спросить – стыдно не знать".
Каково ваше отношение к конкуренции среди репетиторов физики? Как выделяться среди остальных?
- Честно говоря, не особо чувствую конкуренцию в своей сфере. Можно сказать, что на данный момент даже некоторый «передоз» детей. Лишь бы времени хватало. А то, что репетитор должен иметь глубокие знания по своему предмету, даже не оговаривается. Думаю, репетиторство стоит на трех китах – это образование, опыт и конечный результат. Мы с учениками работаем именно на это. Как это проверяется? Поступил – не поступил, повысил оценки или нет. Также важны для работы репетитора отзывы клиентов о его работе - стимулирует, знаете ли.
Вы делите учеников на гумманитариев и технарей?
- Даже не задумывалась об этом… Значит, не делю. Раз уж человек обратился ко мне, значит, ему это нужно. У меня есть своя методика, проверенная опытом и временем. А школа служит хорошим плацдармом для ее наработки. Как правило, 1 занятие – сканирующее. Я пытаюсь подойти «на мягких лапках», чтобы не отвернуть от себя ребёнка, "прощупать" его слабые места, потому что физики, как правило, почему-то боятся. Но потом страх проходит, появляется радость от побед, азарт в решении задач и ученику требуется большая нагрузка.
Проблема в том, что на первых занятиях приходится разбирать темы 7-8 класса по физике и 4-5 классов - по математике. Дети часто не умеют самостоятельно делить, умножать, то есть выполнять элементарные арифметические действия. Я запрещаю им пользоваться калькуляторами, поскольку этого стыдно не знать. Жаль, что приходится уделять время элементарным вещам вместо полноценного урока физики.
По поводу оптимального времени занятий, то для физики это 1,5 часа. 1 час – мало, 2 часа – теряется концентрация. Для математики еще может хватить 60 минут. Что до частоты занятий, то лучше заниматься дважды в неделю. Часто дети и родители обращаются в последний момент, а это большая нагрузка и, как следствие, материал не усваивается и качество знаний страдает. И ведь я не один репетитор у ребёнка. Лучше начинать с января, чтобы основательно и не спеша подготовиться.
Вы преподаете физику, черчение, информатику, в общем, точные науки… и психологию. Как так вышло, что вам приглянулись такие разные сферы?
- У меня 2 образования: первое – это инженер-технолог, второе – инженер-педагог. Первое – для преподавания точных наук. А психология расширяет горизонты и дает ощутить разницу между андрогогикой и педагогикой, преподаванием для взрослых и детей. А между ними есть разница, и вполне ощутимая.
Как вы думаете, когда можно становиться репетитором? Когда можно сказать, что ты созрел для этого дела?
- Можно становиться репетитором и в студенческом возрасте, если ты знаешь, о чем рассказываешь. Молодые преподаватели бояться чего-то не знать. Мы между собой внушаем им мысль: не стыдно спросить – стыдно не знать. Нужно понимать, что вы такой же человек, как и все. Именно этот внутренний барьер мешает стать репетитором.
У меня были хорошие учителя. Один из них – доктор, кандидат наук, преподаватель с 40-летним опытом. Как-то я обратилась к нем у с вопросом, и он сказал, что не знает ответа. Я спросила: «Как? Вы не знаете?» На что он ответил: «Ты думаешь, я не такой, как все? Я пороюсь, подумаю, разберемся».
Не нужно бояться говорить, что сейчас вы не можете решить эту задачу. Это не катастрофа. Скажите, что вы обязательно вернетесь к этому заданию, а пока у вас будет время подумать и проанализировать ее. И так ученику будет легче вас воспринимать: вам тоже присуще чего-то не знать. Значит, вы в чем-то похожи. Тут снова-таки играет роль психологический аспект.
Встречались ли вам действительно одаренные дети? И что их к вам привело?
- Конечно встречались. Что их привело? Личный интерес. Для ребенка главную роль играет его окружение, в частности семья. Сегодня родители все чаще осознают важность образования и инвестируют в своих детей. Если ребенок понимает, что хочет знать больше, мы работаем по углубленной программе. Также приходилось работать с олимпиадниками.
Вам приходилось жаловаться на детей? Либо ругать их? Как с этим не переусердствовать?
- Никогда не делаю этого. Если ребенок не учиться, надо разбираться. Я стараюсь решать сама. Если же на репетиторстве ребенок ничего не хочет делать 2-3 раза и мне не удается его убедить, тогда приходится использовать тяжелую артиллерию в виде родителей. Потому что они платят деньги, а дети не хотят этого понимать. Я сама довольно тяжело работаю, поэтому для меня вопрос ответственного отношения к занятиям, в которые родители вкладывают ресурсы, действительно важен.
Но тут и детей можно понять. Если их заставляют в стиле: «Я сказал(а), что ты будешь учиться!», то они протестуют и закрываются. Поэтому нужно быть аккуратным.
Если бы в школьной программе можно было оставить всего 5 предметов, что бы это было, по вашему мнению?
- В первую очередь, математика, поскольку это королева наук. Потом ваш родной язык. Иностранный - это хорошо, но лучше сначала научиться грамотно писать на своем языке. Затем история и моя любимая физика. А 5 предметом можно бы было сделать естествознание, которое включало бы химию, биологию, географию, ведь без этих базовых знаний тоже никуда.
Будущее за физикой? Или важна каждая наука?
- Ныне очень быстро обновляется информация. Важно быстро ориентироваться в ней. Нужно найти себя в этом потоке, не дать распылиться себе и тому, кого ты учишь. Нужно повернуть ребенка в правильный коридор, помочь ему найти верное направление.
Каждая наука важна. Не стоит обособлять какую-то из них. Если ты знаешь физику, но не знаешь моральных ценностей, которым учит художественная литература, может получиться монстр. Каждая наука и сфера несет свой вклад в наше будущее.
Читайте также: Наталья Григораш - как из гуманитария сделать первоклассного репетитора математики