Сегодня у нас в гостях Наталия Григораш - репетитор математики и информатики, которая считала себя... прирожденным гумманитарием! Наталия расскажет, как стать репетитором математики, будучи пианисткой, и кто или что для этого нужно. 

Сколько олимпиадников прошло через ваши руки? Готовить этих детей скорее трудно, чем интересно, или наоборот?
- Сейчас у меня 6 олимпиадников. 3 из них - победители районных, 2 - лауреаты областных олимпиад по программированию и информационным технологиям, 1 ребенок - победитель районной и лауреат областной олимпиады по математике. Готовить таких детей интересно, потому здесь есть место взаимообучению. Я как взрослый человек вижу 1-2 способа решения задачи, а одаренный ребенок видит другой путь. Конечно, это и сложнее, но увлекательно.


Вы когда-то обращались за помощью к другим репетиторам?
- Да, в 2010 году мне самой пришлось побыть в роли абитуриента, когда поступала в Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, чтобы получить профессиональное образование учителя математики и информатики. Моё первое образование - это дошкольное воспитание. Мне помогали готовиться репетиторы по математике и украинскому языку. Особенно мне понравилось работать с последним. Она тонко чувствовала, что нужно каждому ученику и умела отличить мои потребности, потребности взрослого человека, от потребностей 11-классников или младших детей. Я говорю преимущественно на украинском, но в то время в правописании произошло много изменений, и я понимала, что лучше обратиться к репетитору.


Были ли у вас безнадежные ученики? Вообще существует такая категория учеников?
- Думаю, нет безнадежных детей. У меня есть ученица из Дагестана. Мы уже месяц учим 1 тему - это раскрытие скобок, перед которыми стоят «+» или «-». Я уже все способы перепробовала. Но она обязательно осмыслит эту тему. Просто она творческий ребенок эстетического направления. Для таких детей очень важен ассоциативный метод. В этом очень помогает методика дошкольного воспитания. Когда я начала преподавать математику, мне поставили 6 класс. Дети изучали дроби. И я принесла килограмм бананов, апельсинов и мандаринов, чтобы показать им, как выглядят дроби в реальной жизни. Мы делили эти мандаринки, апельсины и бананы, и они раз и навсегда запомнили эту тему. А тема дробей одна из важнейших, если ею не овладеть, очень трудно будет идти дальше, если вообще возможно.


Вы были инструктором во время проведения ВНО. Какая тут специфика? В чем особенности этой работы?
- Главная задача инструктора - проследить за тем, чтобы каждый абитуриент при составлении тестирования имел равные права. Инструктор - лицо беспристрастное. Было так, что в аудитории на ВНО по географии сидели 3 моих ученика. Трудно сдерживать себя, отключить все чувства. А еще труднее было, когда в соседней аудитории сдавала ВНО дочь. Приходилось уверять себя, что это не дочь, это абитуриент.


Каково ваше отношение к ВНО по математике? Двухуровневому ВНО?
- Вообще тестирование ограничивает. Но двухуровневое ВНО лучше. Сейчас редко ученики показывают даже достаточный уровень знаний по математике. А иметь 2 вида тестирования - базовый и углубленный - более справедливо. Нельзя ставить на одну чашу весов учеников сельских школ и учеников физмат лицеев, где разная нагрузка и совершенно разные программы. Я бы вообще сделала трехуровневое ВНО. Есть категория творческих детей, у которых совсем другое мышление. Но часто они хотят поступать на архитектуру или компьютерный дизайн, где без математики не обойтись. Но надо делать поблажку на индивидуальные потребности. Я сама пианистка, и довольно долго считала себя чистым гуманитарием, воспитанным на Вивальди и Паганини. Но я имела достаточно глубокие компьютерные знания, и когда пришла в 1999 году в школу, директор школы - низкий ей поклон за это - посоветовала пойти на математику.


Применяете ли вы наказания для своих учеников?
- Нет, наказания я в своей практике не применяю. Наоборот, когда вижу, что ребенок недееспособен, стараюсь завершить занятия на 10-15 минут раньше, но когда ребенок будет готов работать, повышаю темп. Репетитор - личный помощник. Его задача не научить, а зажечь желание учиться. Если ребенок не хочет, толку не будет.


У меня есть ученик Денис, который мечтает стать поваром. Сначала он откровенно говорил, что не понимает, зачем ему математика. Я ему объясняла: «Денис, чтобы борщ не был кислым, тебе надо знать правильную пропорцию продуктов. Если положишь чего-то больше или меньше, чем надо, борщ получится невкусным». А дальше мы плавно переходим на тему пропорции. Надо говорить с родителями об интересах детей, чтобы потом эту информацию правильно использовать. Я отвожу буквально минутку занятия на разговор о чем-то отстраненном. Но здесь есть тонкая грань: надо уметь вовремя остановить ребенка, если он слишком увлекается. Можно сказать, что «мне очень интересно, но я послушаю об этом позже».


Сейчас будущий повар Денис занимается уже 2 месяца и решает задачи на доказательство, которые они даже в школе не проходили. А я даю ему все сложнее и сложнее задачи. Просто надо дать понять ребенку, что репетитор рядом - это надежная опора, на него можно положиться.

Хотели бы вы преподавать математику на английском языке?
- О, это моя мечта - выучить английский язык. Хотела бы изучать по Skype, но сейчас плотный график, поэтому не могу. Уже приходилось преодолевать языковой барьер, когда ко мне обратилась девочка из Дагестана. Тогда у меня была паника, ведь в математике специфическая терминология, а я привыкла преподавать на украинском. Но сейчас все вроде неплохо.

 

Читайте также: Артем Герман - репетитор математики и информатики, который никогда не останавливается на достигнутом

 

 

Опубликовано: 30.03.2016