Инклюзивное образование в Украине: основы и развитие

02.09.2021

Катерина Г.

Статьи автора: 21

Инклюзивное образование в Украине: основы и развитие

Каждый ребенок имеет право на обучение. В 28 статье Конвенции о правах детей идет речь о том, что страны должны ввести обязательное, бесплатное начальное и среднее образование и обеспечить его доступность всем детям. Школьная дисциплина базируется на методах, которые основаны на уважении к ребенку. Образование должно помогать развивать таланты и способности ребенка, готовить его к сознательной жизни в обществе.

Инклюзивное образование позволяет детям с особыми образовательными потребностями учиться в обычной школе или детском саду. В специализированных интернатах дети не могут общаться свободно со своими сверстниками и полноценно развиваться. Такая форма обучения помогает адаптировать учебную среду для человека с особыми потребностями.

Что такое инклюзивное образование? 

Термином «инклюзия» называют вхождение, включение во что-то, как часть целого. В сфере образования инклюзию понимают как процесс реагирования на различные потребности людей, которые принимают участие в обучении. Цель инклюзии – свободная среда обучения, в которой нет препятствий для детей с ООП.

Инклюзивное образование - это формат, который позволяет каждому человеку учиться в общеобразовательных учреждениях, независимо от имеющихся у него особенностей.

инклюзивное образование

При этом для учеников с особыми потребностями создают комфортные условия:

  • Перепланировки классов и других помещений;

  • Внедрение новых методик в процессе обучения;

  • Пересмотр учебного плана с учетом особенностей детей;

  • Корректировка методик оценки.

Преимущества инклюзивного образования

  • Инклюзия в образовании стирает границы между системой образования и системой помощи детям с ООП;

  • Помогает родителям принимать непосредственное участие в обучении ребенка;

  • У детей появляется возможность социализации, развития своих интересов и талантов;

  • Дети могут обучаться в профессиональных учебных заведениях и вузах;

  • Ученики с ООП общаются, дружат со сверстниками в учебном заведении и за его пределами;

  • Все ученики инклюзивного класса спокойно принимают отличий между людьми.

Принципы инклюзивного образования 

  1. Ценность людей не должна зависеть от их способностей.

  2. Все люди способны мыслить и чувствовать.

  3. Все люди имеют право общаться со сверстниками.

  4. Обучение только в контексте реального общения.

  5. Вовлечение родителей к процессу обучения в качестве равноправных партнеров.

  6. Налаживание совместной работы учителей, родителей и других специалистов для продуктивного взаимодействия с детьми.

Читайте также: Как быстро выучить стих? Лайфхаки для школьников 

Инклюзивное образование: законодательные нормы в Украине

В 2001 году в Министерстве образования и науки Украины создали проект, направленный на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с психологическими или физическими особенностями путем организации их обучения в общеобразовательных учреждениях. С этого времени в стране начали активно обсуждать и искать пути интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общий учебный процесс.

В 2017 году был подписан Закон об инклюзивном образовании. После его подписания каждый ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право бесплатно учиться в любом государственном или коммунальном учебном заведении, независимо от наличия группы инвалидности. В Законе прописаны следующие права детей с особыми потребностями:

  • Возможна удаленная или индивидуальная формы обучения;

  • Психолого-педагогическая и коррекционно-развивающая терапия;

  • Обучение в инклюзивных классах в общеобразовательных учебных заведениях;

  • Учет потребностей детей в обустройстве учебных помещений;

  • Поддержка коррекционных педагогов, психологов, тьюторов;

  • Адаптированный учебный план и программа, формы и методы обучения.

инклюзивное образование

В инклюзивном классе может учиться до 30 детей, трое из которых – с особыми учебными потребностями. Во время пребывания в школе с ребенком должен быть рядом ассистент, который будет его поддерживать во время уроков и в перерывах между занятиями.

Для учеников с ООП разрабатывают индивидуальные планы развития, в которые включают занятия с узкими специалистами: психологом, логопедом.

В 2020 году в Украине уже насчитывалось более 13500 инклюзивных классов, в которых учились более 19000 учащихся с особыми образовательными потребностями. Учреждения дошкольного образования в 2019–2020 учебном году посещали более 4500 детей с особыми образовательными потребностями. В вузах и профессионально-технических учебных заведениях обучалось более 1300 студентов с особыми потребностями.

Летом 2021 года Совет безбарьерности разработал план мероприятий на ближайшие 2 года для реализации Национальной стратегии по созданию безбарьерного пространства в Украине. После воплощения этого плана все инклюзивного-ресурсные центры будут обеспечены современными методиками, чтобы проводить комплексную оценку детей раннего возраста. Всего запланировано 250 проектов, реализация которых будет способствовать дальнейшему развитию инклюзивного образования в Украине.

Инклюзивное образование в ДОУ 

Развитие инклюзивного обучения дает возможность детям с особыми образовательными потребностями посещать дошкольные учебные заведения. Родители ребенка могут выбрать любой детский сад, который находится ближе всего к месту жительства.

Для зачисления ребенка в ДОУ родители должны обратиться к руководителю учреждения и написать заявление. После этого в саду будет создана инклюзивная группа.

инклюзивное образование

Подстраивание системы под ребенка с особыми потребностями, а не ребенка под систему – один из главных принципов инклюзии. В ДОУ со специализированными группами создаются особые условия:

  • Устанавливаются пандусы;

  • Обустраиваются ресурсные комнаты для проведения коррекционных, психолого-педагогических и других специальных занятий;

  • Обеспечивается достаточное количество учебно-методических пособий, дидактических материалов для инклюзивного обучения;

  • Установление качественной мебели и ее безопасное размещение в помещениях.

В инклюзивных группах работают не только воспитатель и помощник воспитателя. К учебному и воспитательному процессу привлекают ассистента, логопеда, музыкального и медицинского работника, психолога, дефектолога.

Создание и поддержание психоэмоционального комфорта в группе – важная задача педагога. Воспитатели организуют развивающие занятия, проводят музыкальные уроки и по возможности подвижные игры. Для подготовки к занятиям используют учебные пособия для инклюзивного обучения.

Воспитатель инклюзивной группы должен:

  • Толерантно относиться к особенностям ребенка, но не акцентировать на них внимание;

  • Помогать малышу взаимодействовать с другими детьми;

  • Поддерживать ребенка, но не отделять его от других детей;

  • Подстраивать учебные задания под потребностями и возможностями ребенка;

  • Сотрудничать с другими специалистами и родителями.

Посещение ребенком с ООП специализированной группы ДОУ – отличное начало для дальнейшего успешного обучения.

Инклюзивное образование в школе 

Введение инклюзивной модели образования в школах – это командная работа, к которой необходимо привлечь директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе, учителя, ассистента преподавателя, психологов, социального работника, учителя-дефектолога и родителей ребенка.

инклюзивное образование

Учитель в традиционной школе должно доносить информацию и объяснять ее ученикам. Учитель в инклюзивном модели образования – это координатор, наставник, менеджер, наблюдатель и психолог в одном лице.

Рекомендации для учителей инклюзивных классов:

  • При создании плана урока учитывать индивидуальные возможности учащихся;

  • Опираться на сильные стороны детей;

  • Использовать подсказки – жесты, мимику, указания;

  • Создавать визуальные презентации для лучшего усвоения материала;

  • Добавить в программы уроков методы успокоения и снятия напряжения;

  • Мотивировать родителей к обучению с ребенком, дополнительным занятиям с ним.

Читайте также: Учимся играя. Что такое геймификация 

Как помочь ребенку с особыми потребностями в обучении 

Для полноценного эмоционального, умственного и социального развития каждому ребенку необходимо, чтобы родители, педагоги и другие специалисты положительно относились к нему, понимали и воспринимали его как личность.

инклюзивное образование

Школьникам с ООП нужно дополнительное внимание от родителей. Рекомендуется:

  • Хвалить ребенка даже за незначительные достижения;

  • Выполнять специальные упражнения для развития разных навыков;

  • Рисовать с ребенком, уделять время играм с песком, водой, глиной – это способствует развитию моторики и мышления;

  • Создавать полноценное языковую среду, говорить с ребенком четко и правильно, обсуждать с ним увиденное дома или на улице;

  • Рассматривать с ребенком интересные изображения, помогать воспринимать увиденное, привлекать внимание к важным деталям;

  • Стимулировать ребенка завершать начатое дело: собирать игрушки, делать домашнее задание.

Если родители замечают, что у их ребенка возникают трудности с каким-то учебным предметом, они могут обратиться за помощью к репетитору и организовать ученику дополнительные занятия. Репетитор использует в процессе обучения специальные методики, которые помогают ребенку лучше усвоить материал. Специалист учитывает индивидуальные особенности каждого школьника и подбирает тот темп работы, который удобен ребенку. Найти репетитора для своего ребенка вы можете на сайте BUKI.

Родители должны принимать активное участие в обучении ребенка с особыми потребностями. Родители могут помочь учителям адаптировать учебный материал и методы обучения, рассказав об особенностях ребенка.



Читайте также: Что такое единая школа: зачем внедрили эту систему и как ей пользоваться

Понравилась статья? Оцените

4.67

На основе отзывов 12 пользователей

Катерина Г.

Автор Катерина Г.

Маю вищу освіту за спеціальністю "Журналістика". Працюю копірайтеркою на фрілансі.

Статьи автора: 21

Подобрать репетитора

Инклюзивное образование в Украине: основы и развитие

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование - это формат, который позволяет каждому человеку учиться в общеобразовательных учреждениях, независимо от имеющихся у него особенностей. Читайте больше на BUKI

Какие законодательные нормы регулируют инклюзивное образование в Украине?

Летом 2021 года Совет безбарьерности разработал план мероприятий на ближайшие 2 года для реализации Национальной стратегии по созданию безбарьерного пространства в Украине. Читайте больше на BUKI

Как обучать ребенка с особыми потребностями?

Толерантно относиться к особенностям ребенка, но не акцентировать на них внимание; Помогать малышу взаимодействовать с другими детьми; Поддерживать ребенка, но не отделять его от других детей; Читайте больше на BUKI

Как помочь ребенку с особыми потребностями в обучении?

Школьникам с ООП нужно дополнительное внимание от родителей. Рекомендуется: Хвалить ребенка даже за незначительные достижения; Выполнять специальные упражнения для развития разных навыков; Рисовать с ребенком, уделять время играм с песком, водой, глиной – это способствует развитию моторики и мышления; Создавать полноценное языковую среду, говорить с ребенком четко и правильно, обсуждать с ним увиденное дома или на улице; Читайте больше на BUKI

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов