
Каждый ребенок имеет право на обучение. В 28 статье Конвенции о правах детей идет речь о том, что страны должны ввести обязательное, бесплатное начальное и среднее образование и обеспечить его доступность всем детям. Школьная дисциплина базируется на методах, которые основаны на уважении к ребенку. Образование должно помогать развивать таланты и способности ребенка, готовить его к сознательной жизни в обществе.
Инклюзивное образование позволяет детям с особыми образовательными потребностями учиться в обычной школе или детском саду. В специализированных интернатах дети не могут общаться свободно со своими сверстниками и полноценно развиваться. Такая форма обучения помогает адаптировать учебную среду для человека с особыми потребностями.
Что такое инклюзивное образование?
Термином «инклюзия» называют вхождение, включение во что-то, как часть целого. В сфере образования инклюзию понимают как процесс реагирования на различные потребности людей, которые принимают участие в обучении. Цель инклюзии – свободная среда обучения, в которой нет препятствий для детей с ООП.
Инклюзивное образование - это формат, который позволяет каждому человеку учиться в общеобразовательных учреждениях, независимо от имеющихся у него особенностей.
При этом для учеников с особыми потребностями создают комфортные условия:
-
Перепланировки классов и других помещений;
-
Внедрение новых методик в процессе обучения;
-
Пересмотр учебного плана с учетом особенностей детей;
-
Корректировка методик оценки.
Преимущества инклюзивного образования
-
Инклюзия в образовании стирает границы между системой образования и системой помощи детям с ООП;
-
Помогает родителям принимать непосредственное участие в обучении ребенка;
-
У детей появляется возможность социализации, развития своих интересов и талантов;
-
Дети могут обучаться в профессиональных учебных заведениях и вузах;
-
Ученики с ООП общаются, дружат со сверстниками в учебном заведении и за его пределами;
-
Все ученики инклюзивного класса спокойно принимают отличий между людьми.
Принципы инклюзивного образования
-
Ценность людей не должна зависеть от их способностей.
-
Все люди способны мыслить и чувствовать.
-
Все люди имеют право общаться со сверстниками.
-
Обучение только в контексте реального общения.
-
Вовлечение родителей к процессу обучения в качестве равноправных партнеров.
-
Налаживание совместной работы учителей, родителей и других специалистов для продуктивного взаимодействия с детьми.
Читайте также: Как быстро выучить стих? Лайфхаки для школьников
Инклюзивное образование: законодательные нормы в Украине
В 2001 году в Министерстве образования и науки Украины создали проект, направленный на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с психологическими или физическими особенностями путем организации их обучения в общеобразовательных учреждениях. С этого времени в стране начали активно обсуждать и искать пути интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общий учебный процесс.
В 2017 году был подписан Закон об инклюзивном образовании. После его подписания каждый ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право бесплатно учиться в любом государственном или коммунальном учебном заведении, независимо от наличия группы инвалидности. В Законе прописаны следующие права детей с особыми потребностями:
-
Возможна удаленная или индивидуальная формы обучения;
-
Психолого-педагогическая и коррекционно-развивающая терапия;
-
Обучение в инклюзивных классах в общеобразовательных учебных заведениях;
-
Учет потребностей детей в обустройстве учебных помещений;
-
Поддержка коррекционных педагогов, психологов, тьюторов;
-
Адаптированный учебный план и программа, формы и методы обучения.
В инклюзивном классе может учиться до 30 детей, трое из которых – с особыми учебными потребностями. Во время пребывания в школе с ребенком должен быть рядом ассистент, который будет его поддерживать во время уроков и в перерывах между занятиями.
Для учеников с ООП разрабатывают индивидуальные планы развития, в которые включают занятия с узкими специалистами: психологом, логопедом.
В 2020 году в Украине уже насчитывалось более 13500 инклюзивных классов, в которых учились более 19000 учащихся с особыми образовательными потребностями. Учреждения дошкольного образования в 2019–2020 учебном году посещали более 4500 детей с особыми образовательными потребностями. В вузах и профессионально-технических учебных заведениях обучалось более 1300 студентов с особыми потребностями.
Летом 2021 года Совет безбарьерности разработал план мероприятий на ближайшие 2 года для реализации Национальной стратегии по созданию безбарьерного пространства в Украине. После воплощения этого плана все инклюзивного-ресурсные центры будут обеспечены современными методиками, чтобы проводить комплексную оценку детей раннего возраста. Всего запланировано 250 проектов, реализация которых будет способствовать дальнейшему развитию инклюзивного образования в Украине.
Инклюзивное образование в ДОУ
Развитие инклюзивного обучения дает возможность детям с особыми образовательными потребностями посещать дошкольные учебные заведения. Родители ребенка могут выбрать любой детский сад, который находится ближе всего к месту жительства.
Для зачисления ребенка в ДОУ родители должны обратиться к руководителю учреждения и написать заявление. После этого в саду будет создана инклюзивная группа.
Подстраивание системы под ребенка с особыми потребностями, а не ребенка под систему – один из главных принципов инклюзии. В ДОУ со специализированными группами создаются особые условия:
-
Устанавливаются пандусы;
-
Обустраиваются ресурсные комнаты для проведения коррекционных, психолого-педагогических и других специальных занятий;
-
Обеспечивается достаточное количество учебно-методических пособий, дидактических материалов для инклюзивного обучения;
-
Установление качественной мебели и ее безопасное размещение в помещениях.
В инклюзивных группах работают не только воспитатель и помощник воспитателя. К учебному и воспитательному процессу привлекают ассистента, логопеда, музыкального и медицинского работника, психолога, дефектолога.
Создание и поддержание психоэмоционального комфорта в группе – важная задача педагога. Воспитатели организуют развивающие занятия, проводят музыкальные уроки и по возможности подвижные игры. Для подготовки к занятиям используют учебные пособия для инклюзивного обучения.
Воспитатель инклюзивной группы должен:
-
Толерантно относиться к особенностям ребенка, но не акцентировать на них внимание;
-
Помогать малышу взаимодействовать с другими детьми;
-
Поддерживать ребенка, но не отделять его от других детей;
-
Подстраивать учебные задания под потребностями и возможностями ребенка;
-
Сотрудничать с другими специалистами и родителями.
Посещение ребенком с ООП специализированной группы ДОУ – отличное начало для дальнейшего успешного обучения.
Инклюзивное образование в школе
Введение инклюзивной модели образования в школах – это командная работа, к которой необходимо привлечь директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе, учителя, ассистента преподавателя, психологов, социального работника, учителя-дефектолога и родителей ребенка.
Учитель в традиционной школе должно доносить информацию и объяснять ее ученикам. Учитель в инклюзивном модели образования – это координатор, наставник, менеджер, наблюдатель и психолог в одном лице.
Рекомендации для учителей инклюзивных классов:
-
При создании плана урока учитывать индивидуальные возможности учащихся;
-
Опираться на сильные стороны детей;
-
Использовать подсказки – жесты, мимику, указания;
-
Создавать визуальные презентации для лучшего усвоения материала;
-
Добавить в программы уроков методы успокоения и снятия напряжения;
-
Мотивировать родителей к обучению с ребенком, дополнительным занятиям с ним.
Читайте также: Учимся играя. Что такое геймификация
Как помочь ребенку с особыми потребностями в обучении
Для полноценного эмоционального, умственного и социального развития каждому ребенку необходимо, чтобы родители, педагоги и другие специалисты положительно относились к нему, понимали и воспринимали его как личность.
Школьникам с ООП нужно дополнительное внимание от родителей. Рекомендуется:
-
Хвалить ребенка даже за незначительные достижения;
-
Выполнять специальные упражнения для развития разных навыков;
-
Рисовать с ребенком, уделять время играм с песком, водой, глиной – это способствует развитию моторики и мышления;
-
Создавать полноценное языковую среду, говорить с ребенком четко и правильно, обсуждать с ним увиденное дома или на улице;
-
Рассматривать с ребенком интересные изображения, помогать воспринимать увиденное, привлекать внимание к важным деталям;
-
Стимулировать ребенка завершать начатое дело: собирать игрушки, делать домашнее задание.
Если родители замечают, что у их ребенка возникают трудности с каким-то учебным предметом, они могут обратиться за помощью к репетитору и организовать ученику дополнительные занятия. Репетитор использует в процессе обучения специальные методики, которые помогают ребенку лучше усвоить материал. Специалист учитывает индивидуальные особенности каждого школьника и подбирает тот темп работы, который удобен ребенку. Найти репетитора для своего ребенка вы можете на сайте BUKI.
Родители должны принимать активное участие в обучении ребенка с особыми потребностями. Родители могут помочь учителям адаптировать учебный материал и методы обучения, рассказав об особенностях ребенка.