Как организовать обучение во время войны: советы и ресурсы для учителей и репетиторов

Обновлено 08.11.2024

Наталія К.

Статьи автора: 235

Как организовать обучение во время войны: советы и ресурсы для учителей и репетиторов

В это непростое время мы должны заострять внимание на психоэмоциональном состоянии учеников, установлении с ними доверительных отношений, формировании ощущения безопасности и поддержки. Соответственно, учителям стоит снизить уровень требований к их знаниям и успеваемости, поскольку дети находятся в состоянии стресса, тревоги, паники и растерянности. Педагогам приходится разрабатывать уроки с учетом таких фактов:

  • вследствие сильных эмоциональных переживаний когнитивные возможности мозга значительно ухудшаются. Поэтому ребенку намного сложнее воспринимать новую информацию и воспроизводить ранее усвоенную;
  • последствия стресса могут проявляться в виде чрезмерной неусидчивости, раздражительности, агрессии или наоборот – апатии и закрытости;
  • среди ваших учеников, вероятнее всего, будут и дети из зон активных боевых действий; дети, потерявшие родных и близких. Их психика сейчас предельно уязвима.

обучение во время войны

Какой должна быть структура онлайн урока в условиях военного времени? Что поможет поддержать эффективность обучения?

Начало занятия

Начинать урок в новых реалиях необходимо не с повторения выученного, а с дружеского общения и поддержки. Всем своим видом педагог должен излучать спокойствие, уверенность, добродушие, готовность выслушать и утешить. В первую очередь скажите ученикам, как вы рады их видеть живыми и здоровыми; отметьте, что гордитесь их стойкостью и умением справляться с трудностями. Хорошо было бы для каждого ребенка подобрать особенные слова похвалы, которые бы подчеркивали его лучшие качества, а в конце урока добавить, что все ваши ученики для вас супер-герои. 

Второй блок урока

Выделите 4-5 мин. для психологических практик по активации парасимпатической нервной системы. В основном эти упражнения направлены на стабилизацию дыхания и устранение чувства тревоги. Например, предложите детям:

  • читать скороговорки на выдохе;

  • произнести «б-р-р-р», изображая различные гримасы;

  • дуть на большой палец, как на свечу, делая короткий вдох и длинный выдох;

  • почувствовать свое тело в пространстве, опору под ногами и описать свои зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные ощущения и т.п.

Третий блок – учебный материал

В любой теме начинайте с основ, которые дети должны были надежно усвоить ранее. Опирайтесь на самое простое, чтобы создать в учеников ощущение легкости и понимания. Вот главные советы:

  • организуйте повторение в виде увлекательной дискуссии или викторины;

  • объясняйте материал четко и лаконично, используйте инфографику и видеофрагменты. Можно сразу дать небольшой тест на проверку усвоения информации;

  • предлагайте учебные задания в формате игр и общих проектов. В среднем это 2-3 задания разных видов;

  • подведите итоги, спрашивая у каждого ученика, что было интересным и что запомнилось с урока. 

Четвертый блок – домашнее задание

Не перегружайте детей слишком сложными или объемными заданиями. Обязательно применяйте индивидуальный подход во время подбора заданий. В общем, подберите 1-2 упражнения с возможностью наглядно демонстрировать результат: написать эссе, нарисовать и описать свой рисунок, составить таблицу и т.д. 

Читайте также: ЗНО-2022: что такое мультипредметный тест и как он пройдет

Расписание занятий у ребенка: каким оно должно быть

Распорядок дня – это залог психологической стабильности, которая помогает детям отвлекаться от стресса. Новое расписание должно быть понятным и постоянным, обычно оно полностью соответствует школьному расписанию довоенного времени. Конечно, во время сигналов воздушной тревоги дети должны прекратить занятие и проследовать в укрытия, поэтому уроки могут часто прерываться.

Но учителям и репетиторам надлежит быть готовыми к любой ситуации и заранее разработать план подачи материала и систему заданий. Скажем, если из-за сирен не удалось провести полноценный урок, пришлите ученикам необходимый материал и задания, записи предыдущих уроков, поддерживайте общение в мессенджерах. 

Онлайн платформы для организации обучения во время войны

Безусловно, дети уже привыкли к дистанционному формату и использованию учителем определенных онлайн ресурсов. Поэтому во время дистанционки в военный период не стоит кардинально менять условия обучения и переходить на новую платформу. Продолжайте обучение в привычном режиме на Zoom, Classdojo, Google Classroom, Hangouts, Google Meet, Microsoft Teams и т.д.

При этом можно также создать виртуальный класс на платформе «Всеукраїнська школа онлайн» для школьников с 5 по 11 класс. На сайте есть видеоматериалы, автоматизированные тестовые задания, дополнительные учебные материалы, конспекты и ссылки на полезные ресурсы по каждому предмету. Учитель имеет возможность отслеживать прогресс учеников и оценивать их. Проводить контрольные опросы с использованием 9 типов вопросов поможет и сервис ClassTime.

На репетиторском сайте BUKI вы найдете ценные методические материалы и интересную дополнительную информацию в блогах репетиторов. А еще – здесь гарантированно можно набирать себе учеников. 

Читайте также: Что такое единая школа: зачем внедрили эту систему и как ей пользоваться

как организовать учебный процесс во время войны

Полезные линки для разработки онлайн занятий

Существует множество образовательных ресурсов, которые облегчают работу педагогам и помогают создавать креативные интерактивные задания, тесты, викторины, дидактические материалы, презентации и многое другое. Вот наиболее интересные ресурсы, большинство можно загружать в виде приложений:

  • slides.com – сервис для составления интерактивных презентаций и мультимедийных проектов;

  • learningapps.org – широкий ассортимент готовых игровых заданий, шаблоны для создания собственных заданий с возможностью автоматической проверки и мониторинга результатов;

  • Edpuzzle – программа для создания учебных видео с заданиями, хороший вариант для объяснения новой темы;

  • Школа_інфо – образовательная Viber-группа, в которой ежедневно публикуют интересные задания для школьников 1-4 классов: логические задачи, головоломки, лингвистические пазлы и т.п.;

  • Онлайн-ігри по английскому языку для учеников младших и средних классов на Kahoot!;

  • Online Test Pad – конструктор тестов и викторин, который включает 17 типов заданий;

  • Matific – игровая платформа по математике, содержащая адаптированные к школьной программе игровые упражнения для учеников 1-6 классов. 

Как учителю оказывать детям психологическую поддержку во время войны?

Ваше главное задание – создать на своих уроках доверительную и непринужденную атмосферу уважения и взаимной поддержки, где ученики не бояться говорить о своих мыслях и эмоциях. Отныне дружеские беседы и упражнения для снятия психологической напряженности должны стать неотъемлемыми составляющими урока.

Спросите у каждого ребенка, какое у него настроение и самочувствие, что его беспокоит. Учителю не стоит самому начинать разговор о войне, рассказывать новости или использовать во время урока любые ассоциации с военной тематикой. Однако если ученики сами хотят об этом поговорить, поделиться своим опытом или переживаниями, непременно выслушайте их. Вы обязаны честно отвечать на вопросы учеников о войне и вместе с этим поддерживать в них веру в ВСУ и надежду на победу. 

Не помешает и немного остроумного юмора. Это поможет разгрузить психику и повысить внимательность и интерес к занятию. Также можно спросить в учеников об их хобби и достижениях. Предложите детям каждый урок делиться успехами в своих любимых занятиях. Так постепенно сформируется успокаивающая обстановка, напоминающая привычный ритм жизни, в котором школьники находились до войны. 

Помимо уроков, поддерживайте общение с детьми и родителями в социальных сетях. 

Советы от UNICEF: 

C:\Users\User\Desktop\277536670_1963962763799982_1171170978405648864_n.jpg

Как учитель может помочь ученикам, которые выехали из зоны боевых действий?

Первая действенная помощь для таких детей – общение. Старайтесь постоянно быть на связи с вынужденно перемещенными семьями. Узнайте, где они находятся сейчас, какие у них условия, какие потребности и психологическое состояние членов семьи. По возможности посоветуйте им, куда обращаться за помощью, дайте контакты волонтеров, если владеете такой информацией.

Вы можете значительно улучшить эмоциональное состояние ребенка, если:

  • каждый день интересоваться его настроением и переживаниями;

  • заниматься с ребенком полезными психологическими практиками, например арт-терапией;

  • общаться на положительные, создающие бодрое настроение темы;

  • присылать ребенку интересные задания, книги, игры, видео, касающиеся сферы его интересов.

Все это требует огромного запаса внутреннего ресурса. Поэтому решайтесь на такую помощь, если имеете достаточно душевных сил. Посоветуйте родителям обратиться на платформу BUKI, где можно найти для ребенка не только квалифицированного репетитора, но и психолога. 

Читайте также: Что такое педагогика партнерства: правила современного преподавания

Понравилась статья? Оцените

5

На основе отзывов 14 пользователей

Наталія К.

Автор Наталія К.

Репетитор з української мови та літератури, допомагаю підтягти знання шкільної програми за 2-11 класи, готую до ДПА та ЗНО, олімпіад.

Статьи автора: 235

Подобрать репетитора

Как организовать обучение во время войны: советы и ресурсы для учителей и репетиторов

Какой должна быть структура онлайн урока в условиях военного времени?

Начинать урок в новых реалиях необходимо не с повторения выученного, а с дружеского общения и поддержки. Всем своим видом педагог должен излучать спокойствие, уверенность, добродушие, готовность выслушать и утешить. Читайте больше на BUKI

Какие онлайн платформы помогут организовать учебный процесс во время войны?

Продолжайте обучение в привычном режиме на Zoom, Classdojo, Google Classroom, Hangouts, Google Meet, Microsoft Teams и т.д. При этом можно также создать виртуальный класс на платформе «Всеукраїнська школа онлайн» для школьников с 5 по 11 класс. На сайте есть видеоматериалы, автоматизированные тестовые задания, дополнительные учебные материалы, конспекты и ссылки на полезные ресурсы по каждому предмету. Читайте больше на BUKI

Как учителю оказывать детям психологическую поддержку во время войны?

Учителю не стоит самому начинать разговор о войне, рассказывать новости или использовать во время урока любые ассоциации с военной тематикой. Однако если ученики сами хотят об этом поговорить, поделиться своим опытом или переживаниями, непременно выслушайте их. Вы обязаны честно отвечать на вопросы учеников о войне и вместе с этим поддерживать в них веру в ВСУ и надежду на победу. Читайте больше на BUKI

Как учитель может помочь ученикам, которые выехали из зоны боевых действий?

Первая действенная помощь для таких детей – общение. Старайтесь постоянно быть на связи с вынужденно перемещенными семьями. Узнайте, где они находятся сейчас, какие у них условия, какие потребности и психологическое состояние членов семьи. По возможности посоветуйте им, куда обращаться за помощью, дайте контакты волонтеров, если владеете такой информацией. Читайте больше на BUKI

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов