
Как развить память и внимательность вашего ребенка? И как достичь того, чтобы школьнику нравилось запоминать скучную учебную информацию? На самом деле плохая память не приговор: все можно поменять с помощью интересных тренировок и техник. Дальше в тексте вы узнаете, какие упражнения для дошкольников и школьников и какую пользу это дает для ребенка.
Что такое мнемотехника?
Различные ухищренные способы запоминания информации привычны для наших предков еще с доисторических времен.
Об искусстве улучшения памяти под названием «мнемоника» стало известно благодаря работам Пифагора Самосского с 6 в. до н.э. Древнегреческие и древнеримские философы впечатляли современников блестящей памятью, владея мнемотехническими секретами. Соответственно, мнемотехника – это система методов и приемов, помогающих развивать возможности памяти и в результате усваивать большой объем информации.
Согласитесь, обычному человеку сложно запоминать абстрактные понятия, цифры и не связанные между собой факты. Человеческий мозг устроен так, что ему намного легче усвоить и воспроизводить образы, ассоциативные связи, эмоции и воспоминания, которые вызывает тот или иной предмет. Чтобы запомнить сухую теорию или ряд фактов, с ними следует связать определенные образы и ассоциации.
Этот процесс немного напоминает кодирование. Ведь каждый факт или цифра получает свой образ-символ в нашем воображении. Когда необходимо припомнить данные, сначала приходят в голову ассоциации, а уже потом – абстрактные понятия, которые за ними стоят. Такое себе декодирование. Наш мозг способен делать это без любых трудностей. Поэтому мнемотехника не имеет ничего общего с механическим запоминанием.
Эта техника одинаково эффективная для детей и взрослых. Особо полезной она является для малышей, поскольку:
-
равнозначно развивает работу обоих полушарий головного мозга;
-
улучшает память, внимательность, быстроту реакции на события, логические и образное мышление;
-
способствует развитию словарного запаса и умения последовательно высказывать мысли;
-
обеспечивает разностороннее и гармоничное восприятие ребенком окружающего мира;
-
обогащает интеллектуальный потенциал полезным опытом и навыками.
Читайте также: Монтессори - что это такое? Все, что нужно знать современным родителям о методике Монтессори
Мнемотехника для дошкольников: методы и приемы
Тренировка памяти с помощью мнемотехнических приемов очень полезна для детей дошкольного возраста. У них лучше всего развито зрительно-образное восприятие мира. Пытаться что-нибудь выучить с ребенком 3-5 лет без средств наглядности просто невозможно.
Мнемотехника в ДНЗ применяется в виде таких приемов:
-
картинка, на которой изображено слово, словосочетание или целое предложение. Рассматривая мнемокартинку, малыш воспроизводит названия времен года, явлений природы, животных, фруктов, цифр и т.д. Постепенно следует усложнять визуальные символы;
-
цепочка из картинок – 3-4 картинки, размещены в соответственном порядке, которые означают последовательность действий. Обычно такие дорожки из картинок напоминают детям о правилах поведения или обязанностях. Например, помыть руки перед едой, одеться в теплую одежду перед выходом на улицу зимой. Это также могут быть правила игры или правила с кисточкой и красками;
-
мнемотаблицы – следующий этап развития памяти. Мнемотаблица – совокупность логически связанных между собой рисунков, букв, слов и символов. Такой прием подходит для детей 4-6 лет, которые овладели основами чтения или алфавитом. В таблицах может быть зашифрован сюжет сказки или последовательного рассказа;
-
мнемосхемы – схематические изображения объектов, которые дополняются условными знаками и сопровождаются текстом. Так, каждая строчка стиха представлена в виде схемки. Таким способом можно учить с детьми стишки и пословицы с 4-х лет.
Наиболее эффективным методом развития детей дошкольного возраста является игра. Мнемотехнические игры включают: игры на запоминание, где находится изображенный предмет и выбор среди перевернутых картинок; игры на создание рассказов по цепочкам картинок; игры на группировку картинок; игры на отгадывание зашифрованных в картинках названий сказок и т.п.
Если хотите, чтобы ваш ребенок надежно развивался, найдите репетитора по работе с дошкольниками. Найти квалифицированного педагога поможет сайт BUKI.
Читайте также: Первый раз в первый класс: что должны знать родители в 2021 году
Мнемотехника: упражнения и стихи
Элементарные упражнения мнемотехники можно выполнять в домашних условиях. Они значительно снижают стресс от учебы и помогают ребенку с интересом усваивать новую информацию. Это задания на:
-
изучение стихов с помощью мнемотехники. Каждую строчку стиха изобразите в виде мнемотаблицы или схемы. Готовые мнемотаблицы со стихами можно загружать с Интернета. Изображения должны находиться перед глазами у ребенка в момент чтения и повторения текста стиха;
-
чтение текста, в котором слова заменены картинками или символами. Это поможет развить логическое и образное мышление;
-
воспроизведение увиденного рисунка. Малыш внимательно изучает картинку на протяжении 1-2 мин., затем ему нужно эту картинку нарисовать самому, максимально точно передавая все предметы и цвета;
-
создание рисунка по прочитанному рассказу. Дети отображают сюжет сказки или рассказа на свое усмотрение;
-
отображение краткого текста или стиха с помощью рисунков и символов. Ребенок сам придумывает мнемотехнические квадраты и цепочки. Активизируется его воображение и творческое мышление.
Если ребенок любит стихи, родители могут предложить найти рифмы к тому или иному слову. Это упражнение помогает обогатить детский словарный запас и развивать речь. Полезно предлагать малышу акростихи. Это стихи, у которых из первых букв каждой строчки формируется слово.
Дидактические игры по мнемотехнике: примеры и советы
Игры обязательно должны основываться на принципах зрительной и ассоциативно-образной памяти. Лучше играть в небольших группах. Тогда у каждого ребенка будет еще и мотивация посоревноваться на скорость и качество выполнения.
Вот как выглядит мнемотехника для дошкольников и младших школьников:
-
отгадывание слов и крылатых выражений. Чтобы отобразить их в памяти ребенка и надежно закрепить, зашифруйте строчки и предложения в мнемотаблицах и мнемосхемах;
-
разгадывание ребусов. Ребусы – это те же самые мнемосхемы. Объяснив ребенку, как работать с ребусами, сначала зашифруйте простые слова. Как только ребенок овладеет этой техникой, переходите к более сложным словам и понятиям;
-
нахождение отличий между картинками. Это игра на внимательность и сравнительные способности. Например, ребенку дают два почти идентичных изображения, между которыми нужно найти 10 отличий;
-
игра на фотопамять. Малыш рассматривает изображение на протяжении 1 мин., после чего его забирают и дают другое, немного отличающееся от предыдущего. Здесь уже по памяти нужно найти и указать отличия;
-
игра мини-квест. Подходит для школьников 6-8 лет. Необходимо правильно прочесть карту, на которой зашифровано местонахождение предмета-награды. Знакомые для учеников места в классе закодированы в виде картинок и символов, а дополнительные подсказки – в виде ребусов, загадок, головоломок и т.п.
Готовя мнемотехнические игры для детей, помните о следующих правилах:
-
Вовлекайте ребенка в игру только по его желанию и если он в этот момент не занят другими видами деятельности.
-
Предлагайте игры в последовательности от простых к сложным.
-
Используйте только цветные таблицы и схемы.
-
Допустимое количество изображений на одной таблице или схеме –9. Не превышайте это количество.
-
Не используйте больше двух мнемосхем в день.
-
Каждый день схемы и таблицы должны быть разными по тематике.
Если родители не могут уделить ребенку много внимания и самостоятельно заниматься с ним, всегда можно найти профессионального репетитора на BUKI.