
Родители с первых месяцев жизни хотят дать своему ребенку только самое лучшее, помочь ему вырасти добрым и умным человеком, поэтому взрослые всегда интересуются новыми методиками обучения.
Ментальная арифметика появилась сравнительно недавно, но уже завоевала благосклонность многих семей, попытавшихся обучать детей по этой методике ментальной математики. Ментальная арифметика – этот как сборник современных математических лайфхаков, а вдобавок – развитие аналитического мышления ребенка.
Больше об этом направлении и особенностях процесса обучения вы можете узнать из статьи.
Ментальная арифметика – действительно интересная математика или очередной тренд?
Ментальная арифметика является японской методикой быстрого устного счета, которая развиваете одновременную работу двух полушарий мозга благодаря условной визуализации вычислений на счетах – абакусах.
Происхождение ментальной арифметики
Популярность этой методики обусловлена успешным применениеме в учебных заведениях Японии, куда этот метод попал из культурного наследия древней Азии.
Как работает методика ментальной арифметики?
Сначала во время обучения учащийся использует одновременно две руки, стимулируя этим работу обоих полушарий, а далее ребенок во время вычислений представляет счеты в своем воображении. Поэтому работает правое полушарие, ответственное за образы, и левое, отвечающее за логику.
Эта увлекательная методика развивает умственные способности с помощью арифметических вычислений в уме и с использованием абакусов. Абакус – это старинные счета, состоящие из рамки, поперечной перекладины, проходящих сквозь перекладину спиц и костяшек, нанизанных на спицы. На каждой спице есть 5 косточек – 4 земных и 1 небесная.
Счетница является наглядным инструментом для изучения двузначных и трехзначных чисел, на ней четко видно десятки, сотни и единицы.
Ментальная арифметика, как и математика, включают вычисления, но ментальная арифметика фокусируется на использовании интеллектуальных стратегий для решения задач. Дети представляют образ абакуса (счета) и мысленно, с помощью воображения, быстро изменяют положение косточек на нем. Это позволяет решать задачи быстро и правильно.
Обучение ментальной арифметике достаточно длительно, обычно это, минимум, двухлетний срок . Но хорошие результаты родители смогут увидеть даже на протяжении первого месяца обучения. А уже через три месяца у учащегося значительно улучшится память и концентрация внимания.
Сначала дети изучают сложение и вычитание, далее знакомятся с умножением и делением по этой методике. После окончания курса дети считают на суперскорости и могут участвовать в государственных и международных конкурсах.
Преимущества ментальной арифметики
Мозг работает продуктивно, быстро, легко воспринимает новое, что влияет на успешность во всех областях, а не только в точных наукам. Поэтому ментальную арифметику не зря считают эффективным тренажером для ума, который по-новому раскрывает ребенку математический мир, способствует повышению мотивации к школьному и факультативному обучению.
Также ментальная арифметика улучшает концентрацию внимания, память и логику, моторику, лидерские качества, креативное мышление и воображение, позволяет быстро обрабатывать информацию, то есть не просто учит считать, а способствует всестороннему развитию личности. Ментальная арифметика создает уверенную базу для самореализации, ребенок учится ставить цели и достигать их.
Подведем итоги и еще раз перечислим преимущества обучения ментальной арифметике:
- Всестороннее развитие ребенка.
- Повышение успеваемости по всем дисциплинам.
- Ребенок учится ставить цели и достигать их.
- Улучшение памяти, концентрации внимания.
- Одновременная работа обоих полушарий мозга.
- Обучение в игровой форме.
- Повышение мотивации к овладению новыми знаниями.
- Возможность изучать ментальную арифметику онлайн и на очных занятиях. комбинировать эти два формата работы.
Читайте также: Учимся играя. Что такое геймификация
Ментальная арифметика: интересные способы вычисления
Во время обучения ментальной арифметике дети знакомятся с интересными способами вычисления, которые превращают скучную математику в увлекательное занятие. Вот несколько способов.
Интересный способ вычисления № 1
Есть способ быстро умножить на 11 без калькулятора. Возьмем пример:
34 * 11 =?
Чтобы быстро сосчитать необходимо в ответ записать две цифры с первого числа оставить между ними пустое место.
34 * 11 = 3_4
Далее нужно добавить эти две цифры (3+4=7) и то, что вышло в результате сложения, записать в пустую клеточку.
34 * 11 = 374
Интересный способ вычисления № 2
А вы знаете, как быстро из чисел 10–19 вычесть 9? Вот для примера несколько задач:
- 11 – 9 =
- 13 – 9 =
- 19 – 9 =
Это достаточно просты примеры и взрослый ученик сразу ответит без дополнительных лайфхаков. Но вот малышам этот способ может пригодиться. Необходимо сложить цифры из первого числа в примере, это и будет ответом:
- 11 – 9 = 1+1 = 2;
- 13 – 9 = 1+3 = 4;
- 19 – 9 = 1+9 = 10.
Интересный способ вычисления № 3
Есть способ интересно умножать на числа из девяток. Сначала разберем на простом примере, чтобы дальше применить на более сложном.
- 7 * 9 =? Из первой цифры (7) необходимо вычесть 1 (7–1=6), а из второй (9) нужно вычесть тот результат, который получили после первого вычитания (6): 9–6=3
7 (7–1=6) * 9 (9–6=3) =?
Теперь последовательно записываем в ответе два числа, которые являлись ответами после вычитания.
7 + 9 = 63 – этот пример достаточно прост, поэтому чтобы понять, насколько удобен этот способ, рассмотрим другой пример. - 73 * 99 =?
Как и в первом случае, из 73 вычитаем 1. 73–1=72. Далее из 99 вычитаем 72: 99–72=27.
73 (73–1=72) * 99 (72:99–72=27) =?
Теперь последовательно записываем в ответ то, что получилось в результате вычитания.
73*99=7227.
- 645 * 999 =?
Выполняем те же действия, что и в предыдущих примерах
645 (645–1=644) * 999 (999–644) = 6443655.
Удобство этого способа особенно заметно во время умножения трехзначного числа на 999.
Читайте также: Скороговорки как инструмент для изучения английского
Как учить ребенка по методике ментальной арифметики: дома или на курсах математики?
Структура и особенности урока зависят от выбранного формата работы – курсы математики для детей или индивидуальные занятия. Во время групповых занятий учитель ориентируется на общие возрастные особенности учащихся, и не имеет возможности подстроиться под каждого конкретного ребенка. Чаще всего на групповых занятиях детей делят на группы по возрасту (5-6, 7-10, 11-16). Учащиеся занимаются 1–2 раза в неделю и занятие длится от 35 минут до 1 часа в зависимости от возраста группы.
В начале урока дети выполняют комплекс упражнений нейрогимнастики, целью которого является поддержка и улучшение работы мозга, развитие когнитивных функций. Далее дети вместе с учителем повторяют материал прошлого урока, чтобы подготовиться к восприятию новой темы и сохранить всю информацию в долгосрочной памяти.
В основной части урока дети выполняют арифметические упражнения на счетах, планшете в робочей тетради, в перерывах выполняют упражнения на развитие двух полушарий мозга (например, рисование двумя руками).
Также учащиеся учатся ментальному счету, то есть они выполняют два дела одновременно. К примеру, считают и рассказывают стихотворение. В конце занятия дети играют в развивающие игры, способствующие лучшему запоминанию материала, повышению внимания, включению логического мышления и гармоничному взаимодействию детей в коллективе. Завершающий этап урока – это подведение итогов и обсуждение успехов учащихся.
Занятия в коллективе имеют свои преимущества, как, например, улучшение взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками. Но, во время такого формата работы учитель уделяет каждому ребенку меньше внимания и ученик не всегда имеет возможность понять материал, который подается в среднем для всех детей темпе. Это может снижать мотивацию ребенка изучать ментальную арифметику и учиться в целом.
Когда занятие проходит индивидуально, лицом к лицу, то учитель концентрируется только на одном ученике, уделяет ему максимум внимания и следит, чтобы он понял новый материал. Еще репетитор при разработке плана работы будет учитывать не только общие возрастные особенности ребенка, а и опираться на ее индивидуальные черты характера. Потому что в раннем возрасте каждый ребенок развивается в своем темпе и это важно при разработке учебной программы.
Если вы хотите, чтобы ребенок узнал, как считать на счетах, какие существуют интересніе способы вычисления, научился быстро считать с помощью методики ментальной арифметики, вам следует обратиться к репетитору по математике.
На платформе BUKI есть опытные учителя, постоянно повышающие свою квалификацию, изучающие новые эффективные методики работы с детьми. На сайте можно найти педагога для очных занятий и уроков в режиме онлайн.
Интересная математика на дому: как развивать математические способности ребенка?
Эффективно развивать математические способности ребенка можно и на дому. Вот несколько советов родителям для стимулирования математического развития школьников.
Название метода |
Описание метода |
Игра с числами |
Родители могут использовать наглядные предметі. Это и счеты, и цветные блоки и кольца. Этот материал понадобится для обучения ребенка основам счета й арифметики в игровой форме. |
Математическая игра |
Родители могут скачать мобильное приложение или приобрести настольную игру, которая будет способствовать развитию навыков вычисления и логики. Даже базовая игра, в которой участники бросают кубики й «ходят» фишкой определенное количество ходов, позволяет ребенку усовершенствовать навык счета от 1 до 12. |
Игра «Что изменились?» |
Родители выбирают несколько предметов, дают ребенку время их запомнить, далее школьник закрывает глаза, чтобы взрослые могли убрать 1-2 предмета. Затем ребенок определяет, что именно пропало. |
Математические кружки и конкурсы |
Соревновательный дух может стимулировать ребенка с еще большим энтузиазмом заниматься в дальнейшем. Но этот момент зависит от темперамента ученика, поэтому родители должны ориентироваться, в первую очередь, на него. |