Главной задачей для саксофониста является овладение ладовой техникой. Поэтому большого внимания заслуживает изучение гамм.
При изучении гам, по мере развития пальцевой техники, будут вводиться дополнительные упражнения. Все гаммы и упражнения нужно играть, используя весь диапазон изученных нот.
На начальном этапе гаммы и упражнения нужно играть восьмыми нотами с метрономом, отсчитывающим четвертные длительности. Гаммы и упражнения играют по кварто-квинтовому кругу, по одной гамме в неделю, сначала мажорную, затем параллельную минорную, с последовательным увеличением ключевых знаков. Последний звук – тонический или основной тон аккорда – должен отвечать сильной доле такта и быть длительным – не короче половинной ноты.
В мажорной гамме надо играть:
- мажорную гамму;
- мажорную гамму терциями;
- тоническое трезвучие и его обращения;
- доминантсепт-аккорд и его обращение.
В мажорной гамме терциями все нечетные звуки – основные ступени гаммы, а четные – производные, то есть интервал терции, построенный на ступенях гаммы. В восходящем движении интервал терции строится вверх от ступеней гаммы, в нисходящем движении – вниз. Изменение направления движения начинается с соседней ступени крайнего – производного, парного звука. При этом нужно следить за тем, чтобы не было движения двух интервалов в одном направлении. Исключением является завершение в гамме «си-бемоль мажор» и «си-бемоль минор», где нет возможности закончить движение тоникой на сильной доле, исключая движение двух интервалов вниз.
В минорной гамме нужно играть:
- гамму гармонического минора;
- гамму гармонического минора терциями;
- гамму мелодического минора;
- гамму мелодического минора терциями;
- тоническое трезвучие и его обращения;
- уменьшенный септаккорд и его обращения.
Во время игры гаммы мелодического минора в восходящем движении повышается шестая и седьмая ступени, а в нисходящем движении они играются как в натуральном миноре. Если одна из этих ступеней будет отвечать крайнему звуку диапазона инструмента, то этот звук приобретает качество противоположного движения.
В гамме мелодического минора терциями изменение качества шестой и седьмой ступени произойдет с началом изменения направления в движении, который, как и у мажорной гаммы начинается с соседней ступени крайнего производного звука.
Начало нисходящего движения состоится на ступень ниже крайнего верхнего, производного звука, а начало восходящего движения – на ступень выше крайнего нижнего звука. Если окончание гаммы мелодического минора или мелодического минора терциями содержит только седьмую ступень, то он будет повышенным.
Тонические трезвучия, доминантсептаккорд и уменьшенные септаккорды надо играть от основного – к основному тону аккорда последовательно по звукам аккорда в репризном повторении. Обращение трезвучий и септаккордов надо играть квартолями (quartole – особая фигура из четырёх нот), начальный звук которых будет последовательно передвигаться по тонам аккорда в восходящем и нисходящем движении. Крайний верхний и нижний звуки не должны повторяться дважды.
Гаммы нужно играть от тоники к тонике в репризном повторении. Без репризного повторения можно играть гамму, если темп медленный, примерно М четверть = 60.
Все гаммы и аккорды играют в двух штрихах – легато и деташе. На начальном этапе обучения выполнение гаммы или упражнения легато в первый раз – лучше, в связи с более благоприятными условиями контроля за звуковедением, динамикой, синхронностью пальцев, ритмической устойчивостью.
Гаммы в терциях нужно играть без репризного повторения в пяти вариантах двух штрихов:
а. легато;
б. две ноты легато, две деташе;
в. две ноты деташе, две легато;
г. две ноты легато с атакой звука на каждой парной ноте, включая первый звук после вдоха – «синкопированная атака звука»;
д. деташе.
После первого прохождения кварто-квинтового круга, надо второй раз начать его прохождение с гаммы До мажор, включая дополнительные упражнения, о которых я подробно рассказываю на своих уроках:
1. К гаммам в терциях добавятся гаммы в ломаных терциях. Гамма в ломаных терциях состоит из симметричных по конструкции звеньев, включающих четыре звука.
2. К мажорным гаммам добавляются целотоновые, шестиступенчатые гаммы, построенные на пятой ступени мажорной гаммы, а также целотоновые гаммы в терциях, увеличенные трезвучия и их обращения, а позже – целотоновые гаммы в ломаных терциях.
3. К минорным гаммам добавляются уменьшенные, восьмиступенчатые гаммы (тон – полтона, тон – полтона и т.д.), построенные на седьмой гармоничной ступени, а также уменьшенные гаммы в терциях, а позже и в ломаных терциях.