Изучение гамм на саксофоне

Wed Jun 18 2025 15:25:53 GMT+0000 (Coordinated Universal Time)

Олег П.

Главной задачей для саксофониста является овладение ладовой техникой. Поэтому большого внимания заслуживает изучение гамм.

При изучении гам, по мере развития пальцевой техники, будут вводиться дополнительные упражнения. Все гаммы и упражнения нужно играть, используя весь диапазон изученных нот.

На начальном этапе гаммы и упражнения нужно играть восьмыми нотами с метрономом, отсчитывающим четвертные длительности. Гаммы и упражнения играют по кварто-квинтовому кругу, по одной гамме в неделю, сначала мажорную, затем параллельную минорную, с последовательным увеличением ключевых знаков. Последний звук – тонический или основной тон аккорда – должен отвечать сильной доле такта и быть длительным – не короче половинной ноты.

В мажорной гамме надо играть:

  1. мажорную гамму;
  2. мажорную гамму терциями;
  3. тоническое трезвучие и его обращения;
  4. доминантсепт-аккорд и его обращение.

В мажорной гамме терциями все нечетные звуки – основные ступени гаммы, а четные – производные, то есть интервал терции, построенный на ступенях гаммы. В восходящем движении интервал терции строится вверх от ступеней гаммы, в нисходящем движении – вниз. Изменение направления движения начинается с соседней ступени крайнего – производного, парного звука. При этом нужно следить за тем, чтобы не было движения двух интервалов в одном направлении. Исключением является завершение в гамме «си-бемоль мажор» и «си-бемоль минор», где нет возможности закончить движение тоникой на сильной доле, исключая движение двух интервалов вниз.

В минорной гамме нужно играть:

  1. гамму гармонического минора;
  2. гамму гармонического минора терциями;
  3. гамму мелодического минора;
  4. гамму мелодического минора терциями;
  5. тоническое трезвучие и его обращения;
  6. уменьшенный септаккорд и его обращения.

Во время игры гаммы мелодического минора в восходящем движении повышается шестая и седьмая ступени, а в нисходящем движении они играются как в натуральном миноре. Если одна из этих ступеней будет отвечать крайнему звуку диапазона инструмента, то этот звук приобретает качество противоположного движения.

В гамме мелодического минора терциями изменение качества шестой и седьмой ступени произойдет с началом изменения направления в движении, который, как и у мажорной гаммы начинается с соседней ступени крайнего производного звука.

Начало нисходящего движения состоится на ступень ниже крайнего верхнего, производного звука, а начало восходящего движения – на ступень выше крайнего нижнего звука. Если окончание гаммы мелодического минора или мелодического минора терциями содержит только седьмую ступень, то он будет повышенным.

Тонические трезвучия, доминантсептаккорд и уменьшенные септаккорды надо играть от основного – к основному тону аккорда последовательно по звукам аккорда в репризном повторении. Обращение трезвучий и септаккордов надо играть квартолями (quartole – особая фигура из четырёх нот), начальный звук которых будет последовательно передвигаться по тонам аккорда в восходящем и нисходящем движении. Крайний верхний и нижний звуки не должны повторяться дважды.

Гаммы нужно играть от тоники к тонике в репризном повторении. Без репризного повторения можно играть гамму, если темп медленный, примерно М четверть = 60.

Все гаммы и аккорды играют в двух штрихах – легато и деташе. На начальном этапе обучения выполнение гаммы или упражнения легато в первый раз – лучше, в связи с более благоприятными условиями контроля за звуковедением, динамикой, синхронностью пальцев, ритмической устойчивостью.

Гаммы в терциях нужно играть без репризного повторения в пяти вариантах двух штрихов:

а. легато;

б. две ноты легато, две деташе;

в. две ноты деташе, две легато;

г. две ноты легато с атакой звука на каждой парной ноте, включая первый звук после вдоха – «синкопированная атака звука»;

д. деташе.

После первого прохождения кварто-квинтового круга, надо второй раз начать его прохождение с гаммы До мажор, включая дополнительные упражнения, о которых я подробно рассказываю на своих уроках:

1. К гаммам в терциях добавятся гаммы в ломаных терциях. Гамма в ломаных терциях состоит из симметричных по конструкции звеньев, включающих четыре звука.

2. К мажорным гаммам добавляются целотоновые, шестиступенчатые гаммы, построенные на пятой ступени мажорной гаммы, а также целотоновые гаммы в терциях, увеличенные трезвучия и их обращения, а позже – целотоновые гаммы в ломаных терциях.

3. К минорным гаммам добавляются уменьшенные, восьмиступенчатые гаммы (тон – полтона, тон – полтона и т.д.), построенные на седьмой гармоничной ступени, а также уменьшенные гаммы в терциях, а позже и в ломаных терциях.

Сподобалась стаття? Оцініть

5

На основі відгуків 1 користувачів

Олег П.

Автор та репетитор на BUKI: Олег П.

Займаюся музикою з 6 років.Лауреат міжнародних музичних конкурсів. Граю на саксофоні 20 років, викладаю 10 років (в т.ч. на англійській та німецькій).

Ціна

300 грн/год

Інші блоги автора

Шукаєте репетитора?

На BUKI відправляють заявки на співпрацю з репетитором кожні 4 хвилини. Та вже 650000+ учнів знайшли викладача. Бажаєте приєднатись до них?

Підібрати репетитора

BUKI

Платформа, що об’єднує репетиторів та учнів

Створити профіль репетитора