Игра является одним из важнейших видов деятельности в жизни ребенка, способ его полноценного гармоничного развития. Когда дети вовлечены в игру, у них формируются навыки сосредотачиваться, самостоятельно рассуждать, развивается внимание, желание больше знать. Увлекшись, дети могут не замечать, что они одновременно и учатся: узнают что-то новое, запоминают, развивают воображение и фантазию.
Часто ученики, пассивные на уроках и не проявляющие активности и желания учиться, в игру включаются с большим удовольствием и прилагают все усилия, чтобы выиграть самому, или чтобы не подвести товарищей во время командной игры. Правильно организованная игра является отличным методом формирования дисциплинированности, сдержанности, сообразительности, решительности, изобретательности, организованности. Обучающие игры развивают у детей богатое воображение, логическое мышление, волю, конструктивные способности, интуицию, фантазию, память. Кроме того, обучающие игры формируют у детей способность к анализу и синтезу, учат обобщать и противопоставлять.
Использование игровых моментов на уроках, так же как и дидактических игр, особенно важно во время дистанционного обучения, ведь это создает у учащихся хорошее рабочее настроение, активизирует их внимание, которое может рассеиваться при длительной работе за компьютером. Разнообразные игровые моменты, с помощью которых изучается тот или иной учебный материал, поддерживают и усиливают интерес детей к обучению. Кроме того, игра может стать своеобразной физкультминуткой. Если она подобрана в соответствии с изучаемой темой, то можно совместить приятное с полезным: и отдых, и обучение. Но игра не должна быть на уроке только ради забавы. Она должна учить и воспитывать вместе с другими видами работы. Подбирать игры нужно в соответствии с учебной программой, хорошо продумать, на каком этапе урока игра будет использоваться и с какой целью.
Чтобы внести элемент игры в учебный процесс во время дистанционного обучения можно воспользоваться онлайн-ресурсами Plickers, Quizalize, Mentimeter, Nearpot, Kahoot.
С помощью этих сервисов традиционную самостоятельную или контрольную работу можно провести в форме игры. Это невероятно интересно! Такая проверка знаний детям нравится, они получают море эмоций и просят еще и еще. Дети так увлекаются игрой, что, стремясь к победе, настойчиво готовятся, повторяя и изучая необходимый материал. Эти сервисы используются при опросе, учитель может создавать любые задачи по любой теме. Ответы проверяются автоматически, и учитель сразу же видит результат. Так можно опросить, проверить уровень знаний и выявить пробелы в усвоении материала как одного ученика, так и нескольких сразу.
Главная задача учителя – не только дать учащимся определенные знания, нужно еще и научить их учиться, развить интерес к учебе. Возникнет у ребенка желание учиться или нет, во многом зависит от методики преподавания, насколько удачно продуманы все этапы работы, подобраны материал, формы и методы работы на уроке. От их разнообразия и удачного использования зависит то, эффективно ли пройдет урок. Использование игровых моментов особенно важно при обучении учащихся начальных классов.
Игра способствует продуктивному взаимодействию учителя и ученика, эффективному сотрудничеству с соревновательными элементами. Во время проведения обучающих игр дети наблюдают, делают выводы, обобщения. Игры нуждаются в умении самостоятельно думать, принимать решения. Игра позволяет активизировать работу детей, привлечь внимание и поддерживать у учащихся желание учиться. Систематическое использование игр и игровых моментов повышает эффективность обучения.