В жизни школьников и их родителей неизбежно наступает момент, когда приходится задуматься: за какое время до экзаменов нужно начать готовиться? Полгода, год, два года? Универсального ответа на этот вопрос, конечно, нет. Но есть критерии, по которым можно оценить этот срок для себя.
Ниже я буду говорить о подготовке к ЗНО по математике (в частности, опираться на количество часов этого предмета в школе), но в целом всё это будет справедливо для любого другого предмета.
Первые два вопроса, которые нужно поставить перед собой, звучат так:
1. Какой уровень есть сейчас?
2. Какая стоит цель?
Давайте разберем каждый из них.
Очевидно, что знание предмета у всех разное, и зависит от многих параметров: как хорошо преподают математику в школе, как много часов в неделю, насколько ребенку интересен предмет, налажен ли контакт со школьным преподавателем, есть ли внешкольная деятельность, которая мотивирует приобретать математические знания и навыки. Подготовка к экзамену будет начинаться с совершенно разных "ступенек" у ребенка, который любит и знает предмет, но ему нужна помощь со сложными темами, и у ребенка, который упустил основы еще в 7-8 классе, так что дальше всё обучение пошло под откос. К сожалению, второй вариант встречается довольно часто, и обусловлен массой факторов. Зачастую родители списывают это на "лень" и "глупость", но на самом деле причиной может быть что угодно. И при наличии мотивации, при личном подходе, которого часто так недостает в школе, всё можно наверстать.
Второй вопрос — о цели сдачи экзаменов. Конечно, идеалистически хочется сказать "нужно сдать как можно лучше!", но здесь необходим честный и практичный ответ. Потому что одно дело, если школьник собирается поступать на бюджет в технический вуз, где ЗНО по математике — профильный экзамен. Конкурс будет очень большим, важно иметь высокий рейтинговый балл, и тогда, конечно, стоит поставить себе цель в 200 баллов. Но если математика — не профильный предмет, если поступаем на контракт, если не ожидается высокого конкурса, если ЗНО сдаем исключительно как ДПА, то просто хорошего результата будет достаточно. В таком случае нет смысла надрываться, а лучше равномерно распределить свои силы при подготовке как к математике, так и к другим экзаменам. Нужно не забывать, что жизнь одиннадцатиклассников — и так не сахар. Это огромная нагрузка и стресс, поэтому стоит разумно расставлять цели и приоритеты, чтобы не тратить силы попусту. Отдельно хочется сказать про те случаи, когда математика на абсолютном нуле, для дальнейшей учебы она вроде как не нужна (хотя, конечно, жить без математики очень сложно, но многие как-то справляются), но ЗНО сдавать нужно. Тогда нужно честно признаться себе, что перед нами стоит задача преодолеть порог сдал/не сдал и, насколько это возможно, подняться над ним. Потому что такая цель подразумевает специфический стиль и методику подготовки.
После того, как мы ответили себе на эти вопросы, можно перейти к конкретным действиям. Универсальным я бы назвала такой алгоритм:
1. Устроить себе пробное тестирование. Для этого можно использовать любой из вариантов ЗНО прошлых лет. Попробовать решить его за фиксированное время (на экзамен отводится 180 минут), проверить ответы, оценить результат. Стоит сделать это в начале или хотя бы в середине 10 класса.
2. После этого можно найти подходящего репетитора и обратиться к нему с таким запросом: стоит ли начать подготовку уже сейчас, в 10 классе, или можно начать после окончания 10 класса. С учетом того результатов предварительного тестирования, репетитор сможет оценить уровень ученика и то, сколько времени и часов понадобится на подготовку.
3. С учетом всего вышеописанного начать заниматься. Важно исключить или минимизировать пропуски. Когда преподаватель оценивает время и количество часов для подготовки, он опирается на то, какое количество тем нужно пройти и сколько времени потратить на каждую. Каждый пропуск — это время, которого не хватит для освоения материала. Если занятие всё же нужно пропустить (болезнь, отъезд, неотложные дела), то желательно договориться с преподавателем про отработку. Когда репетитор говорит, что нужно заниматься три часа в неделю и не пропускать, это происходит не потому, что он хочет заработать как можно больше, а потому что он понимает, что меньшего количества часов не хватит для достижения поставленных целей. Если планируется зачать занятия после 10 класса, то лучшим вариантом будет начать занятия летом. Во время учебного года нагрузка больше, а летом голова не загружена, много свободного времени, больше времени для самостоятельной работы, меньше обстоятельств, из-за которых могут отмениться уроки, график можно легко подстроить, поэтому три летних месяца — это отличная фора, которую обязательно нужно использовать.
Допустим, с математикой у ребенка всё хорошо, школьные уроки проходят в полном объеме, в целом всё понятно, но экзамен нужно сдать очень хорошо. Занятия с репетитором должны дополнить школьную программу, подтянуть сложные темы, дать опыт решения специфических задач. В зависимости от вышеописанного, можно рассчитывать на занятия 1-2 раза в неделю. Конечно, для каждой конкретной ситуации эти числа могут меняться. В любом случае, занятия меньше 1 раза в неделю могут сильно терять в эффективности, потому что в любых тренировках важна регулярность.
Если рассматривать случай, когда школьник в целом имеет математические навыки, но во многих темах плавает, основы ясны, но более сложные задания — нет, если преподавание математики в школе хромает (часто меняется учитель, большой класс, мало часов, нет личного контакта с преподавателем), то от занятия с репетитором должны покрыть гораздо больший пласт знаний. Поэтому придется либо начать заниматься раньше, либо заниматься больше. Допустим, мы начнем заниматься летом после 9 класса (два года на размеренную подготовку), 2 часа в неделю. Это около 180 часов (с учетом неизбежных пропусков). То же количество часов при занятиях с сентября 11 класса потребует 5 часов в неделю. А ведь еще есть домашние задания. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Никому не нужно, чтобы загнанный одиннадцатиклассник тратил всё свое время на занятия с репетитором, тем более что сдают ЗНО они обычно по 2-3 предметам.
Если же говорить о том случае, когда учиться нужно с нуля, и школьных знаний фактически нет, то тут, к сожалению, нужно сказать "чем раньше — тем лучше". Государственная аттестация в виде ЗНО обязательна для всех (хотя выпускникам 2020 года и повезло с отменой ДПА из-за карантина), поэтому если вы чувствуете, что это ваш случай, и задаёте себе вопрос, когда нужно начать готовиться, то ответ — уже. Если так случилось, что математика ушла из поля зрения школьника (обычно это происходит в 6-7 классе), то начать её реанимировать нужно как можно скорее. Делать это всё равно придется, но чем позже, тем тяжелее. Будет сложно в любом случае. Нужно трезво понимать, что на высокие баллы рассчитывать не придется, потому что чудес не бывает. Невозможно за год довести до высокого уровня то, что должно быть равномерно поступать в мозг последние 5-6 лет по 4 часа в неделю. Но при усердной работе есть шанс освоить необходимый минимум.
Подготовка к экзаменам — сложный комплексный процесс. Это совместная работа ученика и преподавателя. Работа, которая выполняется как на занятии, так и дома. Рецепт успеха — это четкая расстановка целей, стабильная мотивация, упорный труд, регулярные занятия и открытая коммуникация с преподавателем. Успехов вам!