Для достижения успеха в преподавании иностранных языков учителю необходимо осуществлять индивидуальный подход, предполагающий изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося. В зависимости от особенностей характера, способности к запоминанию и усвоению материала, наличию или отсутствию выработанных в школьные годы навыков к обучению, преподаватель в каждом частном случае выбирает наиболее эффективные методы обучения.
В этом блоге даем краткий анализ методов обучения иностранным языкам. Обладая этим материалом, преподаватель имеет возможность в работе комбинировать отдельные постулаты различных методов в зависимости от потребностей каждого ученика.
Натуральный метод
Это самый древний метод обучения иностранным языкам. Согласно этому методу иностранный язык должен усваиваться так, как ребенок усваивает родной язык – путем многократного повторения слов или предложений.
Грамматично-переводной метод
Использование этого метода не предполагает реального иноязычного общения. Его последователи сравнивают язык со сложным механизмом, который можно разобрать на части, а затем, используя инструкцию, сложить в единое целое. Если перенести этот принцип на язык, то под отдельными частями подразумеваются слова, а инструкция – это грамматические правила.
Долгое время этот метод успешно использовался для овладения латынью и, безусловно, используется и в наши дни. Целью обучения по этому методу является чтение и перевод текстов на родной язык. Общеобразовательной целью является развитие логического мышления учащихся путём выполнения грамматических упражнений. Позднее основные положения этого метода широко использовались при обучении другим языкам, что не позволяло пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Прямой метод
Во второй половине девятнадцатого века коренным образом изменяются социально-экономические условия в Западной Европе. Развивается мировая торговля, появляется потребность в специалистах, практически владеющих иностранными языками. Преподавание по грамматико-переводному методу больше не удовлетворяло требованиям нового времени. В это время возникают и совершенствуются прямые методы, которые в основу преподавания иностранных языков ставят практические цели и, прежде всего, обучение устной речи.
Использование прямого метода подразумевает исключение родного языка при семантизации языкового материала, то есть установлению непосредственных связей между словом и понятием. Большое значение придается использованию наглядности. Большим достижением представителей прямого метода является то, что они разработали методику обучения устной речи. Недостатком прямого метода есть полное исключение родного языка из процесса обучения. Абстрактные понятия не подвергаются семантизации путём наглядного изображения. Индуктивное усвоение грамматики путём постепенного накопления языковых фактов ведет к неправомерным затратам времени.
Устный метод Гарольда Пальмера
Гарольд Пальмер считал заучивание наизусть и имитацию основными методами обучения иностранному языку. В курсе обучения используются тексты, в которых учащиеся должны найти ответы на вопросы. По схожему принципу построена проверка понимания содержания при сдаче экзаменов в Гете – институте. Значения новых слов семантизируются в контексте. В следующих текстах новые слова обязательно повторяются и постепенно ученик увеличивает свой словарный запас. Грамматические формы также расшифровываются в контексте.
Аудио – визуальный метод
Метод был предложен во Франции в 50-х годах двадцатого века. Начальная степень посвящается развитию устной речи. Обучение письму и чтению происходит в конце начальной степени. Новый материал воспринимается учеником только на слух, а семантизация происходит путем демонстрации зрительной наглядности. Статистическая обработка разговорного французского языка позволила выявить наиболее часто употребляемые слова и фразы с целью заключения словаря – минимума для начального этапа обучения в количестве 1500 лексических единиц. Основными способами усвоения материала являются имитация, изучение наизусть и тренировка в диалоге.
Коммуникативный метод
Наибольшее распространение и использование в наше время получил коммуникативный или как его еще называют сознательно-практический метод. Коммуникативный метод основан на следующих постулатах:
- активное коммуникативное поведение учителя и ученика;
- усвоению и обсуждению подлежат конкретные темы, проблемы и события;
- учащиеся моделируют разные варианты отношений;
- роль учителя заключается в обеспечении общения образцами текстов и диалогов, а также лексикой и грамматическими предложениями-моделями.