Все мы хорошо знаем слово «баян». Но не многие знают, что это название обозначает аккордеон с одним из вариантов кнопочной клавиатуры, которых существует множество.
Вообще своё название аккордеон получил за особую конструкцию его левой клавиатуры, нажатие на кнопки которой дают звучание не отдельных нот, а аккордов. Эта система, когда одни ряды кнопок левой клавиатуры дают басы, а другие ряды – аккорды, появилась ещё у предшественницы аккордеона – гармони, или гармонии, в названии которой тоже есть намёк на аккорды (гармонии). Но у аккордеона эта система усовершенствовалась и стала называться “stradella”, или «готовая». В этой системе басы и аккорды движутся по квинтам вверх и дают возможность играть в любой тональности. Такой принцип левой клавиатуры, является общим для аккордеонов всех типов. Немного отличается бельгийская система, у которой движение идёт по квинтам вниз, а не вверх. Также количество басовых рядов может быть разным. Наиболее распространённый вариант – два ряда басов. Но может быть, как больше, так и меньше: от одного (основного) до трёх (основной плюс два вспомогательных). Смещаться дополнительные ряды басов тоже могут на различные интервалы от основного. Наиболее традиционно смещение на большую терцию, но может быть и на малую.
Различаются левые клавиатуры типа «stradella» и количеством рядов аккордов: минимум - наличие мажорных и минорных трезвучий, но могут быть и клавиатуры с рядами уменьшенных и даже увеличенных септаккордов.
Кроме системы готовых аккордов «stradella», левая клавиатура аккордеона может быть «выборной», или «free-bass», когда любая кнопка даёт только одну ноту. И вариантов этой выборной (free-bass) системы имеется множество! Кнопки могут располагаться хроматическими рядами и идти снизу вверх (русская система), либо сверху вниз (европейская система), либо располагаться по квинтам, как басы системы «stradella» (американская система). Существуют также комбинированные системы, в которых клавиатура готовых аккордов (stradella) имеет дополнительные выборные ряды (free-bass). Очень распространены клавиатуры с переключением (converter), когда ряды готовых аккордов нажатием специального переключателя сменяются «выборными»(free-bass) рядами. Ряды же басов после переключения остаются без изменений.
Основные разновидности правой клавиатуры – это клавиатура фортепианного типа (piano-accordion) и кнопочного типа (knopf-accordion).
Клавиатуры первого типа (фортепианные) более унифицированы, но некоторые американские аккордеоны начала 20го века имели клавиатуры с несколькими целотоновыми рядами клавиш по системе реформатора фортепиано, австро-венгерского математика и музыканта Пауля Фон Янко. Его задачей было создание фортепианной клавиатуры, на которой все тональности были бы равны, без засилья до-мажора – ля-минора, и можно было бы легко менять тональность без смены аппликатуры.
Вариантов же кнопочных клавиатур есть множество. В основном они представляют собой горизонтальные хроматические ряды по три кнопки, которые складываются в три вертикальных ряда (основных, но могут быть ещё дополнительные ряды). Эти хроматические кнопочные клавиатуры отличаются между собой тем, в каком ряду находится нота «до». Если она на крайнем ряду (самом дальнем от меха) то такая система называется C-griff, или Европейская. Если же нота «до» будет в третьем от края ряду, то это будет система нашего баяна, или Русская, или В-griff.
Количество вертикальных рядов может быть различным: минимальное количество кнопочных рядов – три, но на клавиатурах с дополнительными рядами их количество может увеличиваться до шести. Дополнительные ряды на хроматических кнопочных клавиатурах созданы с целью выравнивания аппликатур, если есть два дополнительных ряда (общее количество рядов при этом будет пять), то тональность можно менять без смены традиционной для кнопочного аккордеона аппликатуры. Если, играя в основной тональности, ты не выходил за пределы основных трёх рядов, то ты сможешь сыграть в любой тональности, не меняя аппликатуры. Это очень удобно!
Также есть особая, не хроматическая система ромбовидных кнопок-клавиш питерского аккордеониста Николая Кравцова. Он хотел приблизить возможности клавишного аккордеона к возможностям далеко вперёд шагнувшего в развитии кнопочного. Николай Александрович для этого уменьшил клавиши аккордеона для охвата рукой более широкого диапазона, расположил их на одной плоскости для удобства глиссандирования и добавил дополнительный ряд для большей аппликатурой трафаретности.