Типы клавиатур аккордеона

Оновлено 09.09.2023

Данило Д.

Все мы хорошо знаем слово «баян». Но не многие знают, что это название обозначает аккордеон с одним из вариантов кнопочной клавиатуры, которых существует множество.


Вообще своё название аккордеон получил за особую конструкцию его левой клавиатуры, нажатие на кнопки которой дают звучание не отдельных нот, а аккордов. Эта система, когда одни ряды кнопок левой клавиатуры дают басы, а другие ряды – аккорды, появилась ещё у предшественницы аккордеона – гармони, или гармонии, в названии которой тоже есть намёк на аккорды (гармонии). Но у аккордеона эта система усовершенствовалась и стала называться “stradella”, или «готовая». В этой системе басы и аккорды движутся по квинтам вверх и дают возможность играть в любой тональности. Такой принцип левой клавиатуры, является общим для аккордеонов всех типов. Немного отличается бельгийская система, у которой движение идёт по квинтам вниз, а не вверх. Также количество басовых рядов может быть разным. Наиболее распространённый вариант – два ряда басов. Но может быть, как больше, так и меньше: от одного (основного) до трёх (основной плюс два вспомогательных). Смещаться дополнительные ряды басов тоже могут на различные интервалы от основного. Наиболее традиционно смещение на большую терцию, но может быть и на малую.

Различаются левые клавиатуры типа «stradella» и количеством рядов аккордов: минимум - наличие мажорных и минорных трезвучий, но могут быть и клавиатуры с рядами уменьшенных и даже увеличенных септаккордов.

Кроме системы готовых аккордов «stradella», левая клавиатура аккордеона может быть «выборной», или «free-bass», когда любая кнопка даёт только одну ноту. И вариантов этой выборной (free-bass) системы имеется множество! Кнопки могут располагаться хроматическими рядами и идти снизу вверх (русская система), либо сверху вниз (европейская система), либо располагаться по квинтам, как басы системы «stradella» (американская система). Существуют также комбинированные системы, в которых клавиатура готовых аккордов (stradella) имеет дополнительные выборные ряды (free-bass). Очень распространены клавиатуры с переключением (converter), когда ряды готовых аккордов нажатием специального переключателя сменяются «выборными»(free-bass) рядами. Ряды же басов после переключения остаются без изменений.

Основные разновидности правой клавиатуры – это клавиатура фортепианного типа (piano-accordion) и кнопочного типа (knopf-accordion).


Клавиатуры первого типа (фортепианные) более унифицированы, но некоторые американские аккордеоны начала 20го века имели клавиатуры с несколькими целотоновыми рядами клавиш по системе реформатора фортепиано, австро-венгерского математика и музыканта Пауля Фон Янко. Его задачей было создание фортепианной клавиатуры, на которой все тональности были бы равны, без засилья до-мажора – ля-минора, и можно было бы легко менять тональность без смены аппликатуры.


Вариантов же кнопочных клавиатур есть множество. В основном они представляют собой горизонтальные хроматические ряды по три кнопки, которые складываются в три вертикальных ряда (основных, но могут быть ещё дополнительные ряды). Эти хроматические кнопочные клавиатуры отличаются между собой тем, в каком ряду находится нота «до». Если она на крайнем ряду (самом дальнем от меха) то такая система называется C-griff, или Европейская. Если же нота «до» будет в третьем от края ряду, то это будет система нашего баяна, или Русская, или В-griff.


Количество вертикальных рядов может быть различным: минимальное количество кнопочных рядов – три, но на клавиатурах с дополнительными рядами их количество может увеличиваться до шести. Дополнительные ряды на хроматических кнопочных клавиатурах созданы с целью выравнивания аппликатур, если есть два дополнительных ряда (общее количество рядов при этом будет пять), то тональность можно менять без смены традиционной для кнопочного аккордеона аппликатуры. Если, играя в основной тональности, ты не выходил за пределы основных трёх рядов, то ты сможешь сыграть в любой тональности, не меняя аппликатуры. Это очень удобно!


Также есть особая, не хроматическая система ромбовидных кнопок-клавиш питерского аккордеониста Николая Кравцова. Он хотел приблизить возможности клавишного аккордеона к возможностям далеко вперёд шагнувшего в развитии кнопочного. Николай Александрович для этого уменьшил клавиши аккордеона для охвата рукой более широкого диапазона, расположил их на одной плоскости для удобства глиссандирования и добавил дополнительный ряд для большей аппликатурой трафаретности.

Сподобалась стаття? Оцініть

5

На основі відгуків 2 користувачів

Данило Д.

Автор та репетитор на BUKI: Данило Д.

Мультиінструменталіст, композитор, автор пісень

Ціна

300 грн/год

Інші блоги автора

Чому навчитись грати на фортепіано ніколи не пізноЧому навчитись грати на фортепіано ніколи не пізно04.08.2021Техніка безпеки під час гри на музичному інструменті (у статті, як приклад, фортепіано)Техніка безпеки під час гри на музичному інструменті (у статті, як приклад, фортепіано)21.10.2020Важливість гри гам, вправ та етюдів у житті піаністаВажливість гри гам, вправ та етюдів у житті піаніста06.09.2024Як краще навчатися музиці? Музична школа для «диплома», приватний викладач для емоційЯк краще навчатися музиці? Музична школа для «диплома», приватний викладач для емоцій26.10.2020Як вибрати музичний твір і правильно працювати над нимЯк вибрати музичний твір і правильно працювати над ним25.11.2019Чому класична музика така складна для сприйняття? У чому її фішка?Чому класична музика така складна для сприйняття? У чому її фішка?03.02.2025

Шукаєте репетитора?

На BUKI відправляють заявки на співпрацю з репетитором кожні 4 хвилини. Та вже 650000+ учнів знайшли викладача. Бажаєте приєднатись до них?

Підібрати репетитора

BUKI

Платформа, що об’єднує репетиторів та учнів

Створити профіль репетитора