Типы клавиатур аккордеона

Рейтинг:
Детальніше»Всі блоги користувача

Все мы хорошо знаем слово «баян». Но не многие знают, что это название обозначает аккордеон с одним из вариантов кнопочной клавиатуры, которых существует множество.


Вообще своё название аккордеон получил за особую конструкцию его левой клавиатуры, нажатие на кнопки которой дают звучание не отдельных нот, а аккордов. Эта система, когда одни ряды кнопок левой клавиатуры дают басы, а другие ряды – аккорды, появилась ещё у предшественницы аккордеона – гармони, или гармонии, в названии которой тоже есть намёк на аккорды (гармонии). Но у аккордеона эта система усовершенствовалась и стала называться “stradella”, или «готовая». В этой системе басы и аккорды движутся по квинтам вверх и дают возможность играть в любой тональности. Такой принцип левой клавиатуры, является общим для аккордеонов всех типов. Немного отличается бельгийская система, у которой движение идёт по квинтам вниз, а не вверх. Также количество басовых рядов может быть разным. Наиболее распространённый вариант – два ряда басов. Но может быть, как больше, так и меньше: от одного (основного) до трёх (основной плюс два вспомогательных). Смещаться дополнительные ряды басов тоже могут на различные интервалы от основного. Наиболее традиционно смещение на большую терцию, но может быть и на малую.

Различаются левые клавиатуры типа «stradella» и количеством рядов аккордов: минимум - наличие мажорных и минорных трезвучий, но могут быть и клавиатуры с рядами уменьшенных и даже увеличенных септаккордов.

Кроме системы готовых аккордов «stradella», левая клавиатура аккордеона может быть «выборной», или «free-bass», когда любая кнопка даёт только одну ноту. И вариантов этой выборной (free-bass) системы имеется множество! Кнопки могут располагаться хроматическими рядами и идти снизу вверх (русская система), либо сверху вниз (европейская система), либо располагаться по квинтам, как басы системы «stradella» (американская система). Существуют также комбинированные системы, в которых клавиатура готовых аккордов (stradella) имеет дополнительные выборные ряды (free-bass). Очень распространены клавиатуры с переключением (converter), когда ряды готовых аккордов нажатием специального переключателя сменяются «выборными»(free-bass) рядами. Ряды же басов после переключения остаются без изменений.

Основные разновидности правой клавиатуры – это клавиатура фортепианного типа (piano-accordion) и кнопочного типа (knopf-accordion).


Клавиатуры первого типа (фортепианные) более унифицированы, но некоторые американские аккордеоны начала 20го века имели клавиатуры с несколькими целотоновыми рядами клавиш по системе реформатора фортепиано, австро-венгерского математика и музыканта Пауля Фон Янко. Его задачей было создание фортепианной клавиатуры, на которой все тональности были бы равны, без засилья до-мажора – ля-минора, и можно было бы легко менять тональность без смены аппликатуры.


Вариантов же кнопочных клавиатур есть множество. В основном они представляют собой горизонтальные хроматические ряды по три кнопки, которые складываются в три вертикальных ряда (основных, но могут быть ещё дополнительные ряды). Эти хроматические кнопочные клавиатуры отличаются между собой тем, в каком ряду находится нота «до». Если она на крайнем ряду (самом дальнем от меха) то такая система называется C-griff, или Европейская. Если же нота «до» будет в третьем от края ряду, то это будет система нашего баяна, или Русская, или В-griff.


Количество вертикальных рядов может быть различным: минимальное количество кнопочных рядов – три, но на клавиатурах с дополнительными рядами их количество может увеличиваться до шести. Дополнительные ряды на хроматических кнопочных клавиатурах созданы с целью выравнивания аппликатур, если есть два дополнительных ряда (общее количество рядов при этом будет пять), то тональность можно менять без смены традиционной для кнопочного аккордеона аппликатуры. Если, играя в основной тональности, ты не выходил за пределы основных трёх рядов, то ты сможешь сыграть в любой тональности, не меняя аппликатуры. Это очень удобно!


Также есть особая, не хроматическая система ромбовидных кнопок-клавиш питерского аккордеониста Николая Кравцова. Он хотел приблизить возможности клавишного аккордеона к возможностям далеко вперёд шагнувшего в развитии кнопочного. Николай Александрович для этого уменьшил клавиши аккордеона для охвата рукой более широкого диапазона, расположил их на одной плоскости для удобства глиссандирования и добавил дополнительный ряд для большей аппликатурой трафаретности.

Рейтинг:5 з 5

На основі відгуків 2 користувачів

Автор: Данило Д.

Редакція не несе відповідальності за наповнення блогів, вони є персональною думкою автора

Потрібен репетитор?

Обирай кращих викладачів на сервісі Букі!

Інші статті викладача

Реєструйся репетитором на BUKI!

Безкоштовна реєстрація за 10 хвилин

Заняття персонально чи по Skype

Оплата напряму від учня

Також читайте розділ «Блоги репетиторів»:

Пам’ятка для читачів німецькомовних текстів

Декілька порад для тих, хто вивчає німецьку мову і стикається з труднощами під час роботи з текстом.

Автор: Ольга П.

Гендерні відмінності у тренуваннях: особливості та рекомендації

Розуміння цих відмінностей може допомогти створити більш ефективні та індивідуалізовані програми тренувань для обох статей.

Автор: Анастасія Ш.

Інтеграція математики з іншими предметами: міждисциплінарні проєкти

Стаття досліджує інтеграцію математики з іншими предметами через міждисциплінарні проєкти, показуючи, як такий підхід розвиває критичне мислення, мотивацію та креативність учнів.

Автор: Вадим П.

Мови програмування

Як вірно, та з чого розпочати, можна собі сказати, або говорити доволі часто.

Автор: Андрій Б.

Здоров'я мозку та біохакінг

Програми для покращення когнітивного, емоційного, фізичного та психологічного здоров'я.

Автор: Наталія Д.

Фітнес-подорожі: поєднання відпочинку і тренувань

У цій статті ми розглянемо, що таке фітнес-подорожі, їх переваги, популярні напрямки та типи програм.

Автор: Наталія Д.

Інші новини:

;