Тема: Коммуникация животных
Цель урока:
образовательная: сформировать представление о коммуникации у животных и использования орудий труда; развивающая: развивать критическое мышление, умение составлять схемы;
воспитательная: воспитывать любовь к животным;
Методы и методические приемы: беседа, опрос, повествование, объяснение, демонстрация.
Оборудование и материалы: видеоматериалы и фото на тему.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Главные понятия: сигналы, стимулы, коммуникация у животных.
І. Организационный этап
Приветствие с классом, перекличка.
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
-Как вы думаете, что такое коммуникация?
-Какой синоним можно подобрать к этому слову?
-Как вы считаете, какие есть виды коммуникаций у разных животных?
К доске вызываю по одному ученику, и тот должен написать тот вид коммуникации у животных, который он знает.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Справочная информация.
На нашей планете есть достаточно много животных, у которых достаточно интересен процесс обмена информацией. Одними из таких животных есть муравьи. У муравьев обмен информацией может быть связан с тактильным кодом: муравьи долго обмениваются ударами антенн (так называемый антенальный контакт – контакт антенн), нижнечелюстных щупиков и передних ног. Часто эти антенальные контакты сопровождаются передачей от одного насекомого к другой капле жидкой пищи – такой процесс называют трофалаксисом. Еще в 1899 г. немецкий зоолог Э. Васманн предложил гипотезу антенального кода – своеобразной речи жестов, базирующейся на быстрых движениях антенн муравьев. Кроме того, у муравьев при прикосновении антеннами передаются и химические сигналы о территории, еде, опасности и т.д.
Поэтому сегодня на уроке мы рассмотрим более подробно о различных видах коммуникаций у животных.
Сообщения темы и цели урока.
IV. Изучение нового материала.
Рассказ с использованием учебника.
1.Понятие коммуникации.
Откройте учебник на странице 233 и прочтите определение коммуникации. После этого один желающий скажет: что такое коммуникация животных.
Коммуникация животных – общение между особями животных одного или разных видов путем передачи информации посредством разных сигналов.
2. Виды коммуникации.
Коммуникация может осуществляться разными органами животных, всем телом или с помощью органов чувств. Сейчас с использованием учебника (страница 233) мы составим несколько небольших схем под названием «С помощью чего осуществляется коммуникация».
Специальные органы животных
- Пахучие железы
- Голосовой аппарат
- Органы чувств
- Обоняние
- Вкус
- Зрение
- Слух
- Прикосновение
Рецепторы
- Электрорецепторы
- Терморецепторы
Кроме того, передача информации может также производиться формой тела животных, позой, окраской или поведением.
Работа с учебником
Предлагаю детям прочесть в учебнике материал на ст. 233 материал о разнообразии общения животных. После этого вместе с учащимися в форме диалога выясним наиболее распространенные виды общения животных.
-язык звуков (например, сурки, сурикаты, суслики передают информацию об опасности, их звуки слышны до полутора километров)
-язык запахов (например, Кошачьи, Куньи, Собачие метящие территории)
-язык движений (например, позы собак, танцы пчел, брачные танцы птиц, мимические движения приматов)
Игра в команде
Сейчас я вам предлагаю небольшую игру, состоящую в том, чтобы сопоставить фотографии с животными, которые я вам сейчас раздам с определенным видом коммуникации, которые мы с вами рассмотрели раньше. Дети делятся на 3 группы; каждой группе раздаются карточки с тезисами, которые приведены ниже и фотографии животных, которые дети должны сопоставить с этими тезисами. Одно животное окажется лишним.
1). В …… языке общения есть щелчок, свистение и эхолокация, которой мы не слышим.
2). …… выгибают спину и торчат шерсть, припадают к земле и громко воют, демонстрируя друг другу свою агрессивность.
3). Сигналом является запах мочи в …….; ее оставляют на своей территории самцы, обозначая тем, что территория уже занята.
4). Язык химических сигналов хорошо развит в ……. Они передают информацию друг другу прикосновениями своих антенн.
5). К языку животных можно отнести и прикосновения. У этих животных «фехтование» клювами является частью ритуала приветствия во время брачного периода.
Ответы: 1-дельфины, 2-кошки, 3-гепард, 4-муравьи, 5-птица
V. Закрепление, систематизация и обобщение знаний учащихся.
Беседа.
-Что такое коммуникация?
-Какие наиболее распространенные виды общения у животных?
-При помощи каких органов может осуществляться коммуникация?
-Приведите некоторые примеры коммуникации разных животных, которые мы рассмотрели на уроке.
VI. Подведение итогов, оценка результатов работы на уроке.
Итак, сегодня на уроке мы выяснили понятие коммуникации как общения и обмена информацией и выяснили, что коммуникация является основой любых проявлений социального поведения.
Далее выставляю оценки учащимся за их активность на уроке с краткими комментариями.
VII. Домашнее задание.
Проработать § 26. Подготовить мини-презентацию своего домашнего любимца на темы: «Как общается со мной мой домашний друг», Мой любимец такой умный....