Урок "Коммуникация животных"

Wed Jun 18 2025 22:32:51 GMT+0000 (Coordinated Universal Time)

Анастасія В.

Тема: Коммуникация животных

Цель урока:

образовательная: сформировать представление о коммуникации у животных и использования орудий труда; развивающая: развивать критическое мышление, умение составлять схемы;

воспитательная: воспитывать любовь к животным;

Методы и методические приемы: беседа, опрос, повествование, объяснение, демонстрация.

Оборудование и материалы: видеоматериалы и фото на тему.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Главные понятия: сигналы, стимулы, коммуникация у животных.

І. Организационный этап

Приветствие с классом, перекличка.

II. Актуализация опорных знаний

Беседа.

-Как вы думаете, что такое коммуникация?
-Какой синоним можно подобрать к этому слову?
-Как вы считаете, какие есть виды коммуникаций у разных животных?

К доске вызываю по одному ученику, и тот должен написать тот вид коммуникации у животных, который он знает.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

Справочная информация.

На нашей планете есть достаточно много животных, у которых достаточно интересен процесс обмена информацией. Одними из таких животных есть муравьи. У муравьев обмен информацией может быть связан с тактильным кодом: муравьи долго обмениваются ударами антенн (так называемый антенальный контакт – контакт антенн), нижнечелюстных щупиков и передних ног. Часто эти антенальные контакты сопровождаются передачей от одного насекомого к другой капле жидкой пищи – такой процесс называют трофалаксисом. Еще в 1899 г. немецкий зоолог Э. Васманн предложил гипотезу антенального кода – своеобразной речи жестов, базирующейся на быстрых движениях антенн муравьев. Кроме того, у муравьев при прикосновении антеннами передаются и химические сигналы о территории, еде, опасности и т.д.

Поэтому сегодня на уроке мы рассмотрим более подробно о различных видах коммуникаций у животных.
Сообщения темы и цели урока.

IV. Изучение нового материала.

Рассказ с использованием учебника.

1.Понятие коммуникации.

Откройте учебник на странице 233 и прочтите определение коммуникации. После этого один желающий скажет: что такое коммуникация животных.
Коммуникация животных – общение между особями животных одного или разных видов путем передачи информации посредством разных сигналов.

2. Виды коммуникации.

Коммуникация может осуществляться разными органами животных, всем телом или с помощью органов чувств. Сейчас с использованием учебника (страница 233) мы составим несколько небольших схем под названием «С помощью чего осуществляется коммуникация».

Специальные органы животных

  • Пахучие железы
  • Голосовой аппарат
  • Органы чувств
  • Обоняние
  • Вкус
  • Зрение
  • Слух
  • Прикосновение

 

Рецепторы

  • Электрорецепторы
  • Терморецепторы

Кроме того, передача информации может также производиться формой тела животных, позой, окраской или поведением.

Работа с учебником
Предлагаю детям прочесть в учебнике материал на ст. 233 материал о разнообразии общения животных. После этого вместе с учащимися в форме диалога выясним наиболее распространенные виды общения животных.
-язык звуков (например, сурки, сурикаты, суслики передают информацию об опасности, их звуки слышны до полутора километров)
-язык запахов (например, Кошачьи, Куньи, Собачие метящие территории)
-язык движений (например, позы собак, танцы пчел, брачные танцы птиц, мимические движения приматов)

Игра в команде

Сейчас я вам предлагаю небольшую игру, состоящую в том, чтобы сопоставить фотографии с животными, которые я вам сейчас раздам с определенным видом коммуникации, которые мы с вами рассмотрели раньше. Дети делятся на 3 группы; каждой группе раздаются карточки с тезисами, которые приведены ниже и фотографии животных, которые дети должны сопоставить с этими тезисами. Одно животное окажется лишним.

1). В …… языке общения есть щелчок, свистение и эхолокация, которой мы не слышим.

2). …… выгибают спину и торчат шерсть, припадают к земле и громко воют, демонстрируя друг другу свою агрессивность.

3). Сигналом является запах мочи в …….; ее оставляют на своей территории самцы, обозначая тем, что территория уже занята.

4). Язык химических сигналов хорошо развит в ……. Они передают информацию друг другу прикосновениями своих антенн.

5). К языку животных можно отнести и прикосновения. У этих животных «фехтование» клювами является частью ритуала приветствия во время брачного периода.

Ответы: 1-дельфины, 2-кошки, 3-гепард, 4-муравьи, 5-птица

 

V. Закрепление, систематизация и обобщение знаний учащихся.

Беседа.

-Что такое коммуникация?
-Какие наиболее распространенные виды общения у животных?
-При помощи каких органов может осуществляться коммуникация?

-Приведите некоторые примеры коммуникации разных животных, которые мы рассмотрели на уроке.

VI. Подведение итогов, оценка результатов работы на уроке.

Итак, сегодня на уроке мы выяснили понятие коммуникации как общения и обмена информацией и выяснили, что коммуникация является основой любых проявлений социального поведения.
Далее выставляю оценки учащимся за их активность на уроке с краткими комментариями.

VII. Домашнее задание.

Проработать § 26. Подготовить мини-презентацию своего домашнего любимца на темы: «Как общается со мной мой домашний друг», Мой любимец такой умный....

Понравилась статья? Оцените

3.4

На основе отзывов 5 пользователей

Анастасія В.

Автор и репетитор на BUKI: Анастасія В.

Заняття з хімії українською мовою для учнів 7-11 класів/студентів/дорослих. Уроки по skype, zoom. Роботи на замовлення.

Цена

300 грн/час

Рейтинг:

5(отзывов: 108)

Другие блоги автора

Ищете репетитора?

На BUKI посылают заявки на сотрудничество с репетитором каждые 4 минуты. Но уже 650 000+ студентов нашли преподаватели. Хотите присоединиться к ним?

Подобрать репетитора

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора