Собственное высказывание — одна из самых сложных задач ВНО по украинскому языку, которого боится каждый выпускник. И одна из причин этого страха – необходимость привести примеры-аргументы, взятые из литературы или других видов искусства. Об этой строчке споткивается достаточно много выпускников — и сегодня я расскажу как аргументировать правильно на примере упомянутого произведения Ольги Кобылянской.
Типичные ошибки при подборе аргументов в собственном высказывании ВНО
Структура написания собственного высказывания требует, чтобы первый аргумент в подтверждение тезиса был взят из литературных произведений или других видов искусства.
Традиционная ошибка, которую допускают при подборе примера выпускники, путают анализ произведения с аргументацией. К примеру, упоминание темы либо идеи произведения — это анализ. Освещение проблематики – это тоже анализ. А пример – это упоминание конкретного поступка или ситуации, касающейся персонажа литературного произведения, подходящего для иллюстрации первоначального тезиса.
Приведу пример правильной аргументации, подчеркивающей ценность дружбы: «Примером настоящей дружбы могут служить отношения трех молодых женщин из произведения Ольгой Кобылянской Valse melancolique — Анны, Марты и Софии. Приняв новую подругу Софию Дорошенко сначала настороженно, Марта и София со временем оценили ее богатый духовный мир, разделили ее любовь к музыке и поддерживали в беде. Еще одна типичная ошибка – не указать автора или название художественного товара или указать только что-то одно – это снижает оценку экзаменатора.
Проблематика произведения как первый шаг к аргументации
Выпускники часто убеждены в том, что для того чтобы привести удачный аргумент, нужно в совершенстве знать множество произведений. На самом деле, знать произведения действительно нужно, но куда нужнее умение подбирать точные примеры. Попробуем с этой точки зрения разобрать на аргументы произведение новеллы «Valse melancolique», ставшее программным произведением для ВНО только в 2020 году.
В произведении есть следующая проблематика:
- человеческие отношения;
- морально-нравственные ценности;
- общественные ценности;
- философские проблемы
Каждая из этих проблем раскрывается автором многогранно, что позволяет использовать примеры из произведения для аргументации собственных высказываний на разную тему.
Человеческие отношения
Традиционно в произведении освещены две основные составляющие человеческих отношений – дружба и любовь. Пример настоящей женской дружбы, которая держится на взаимоуважении и поддержке друг друга – это отношения трех коллег: Марты, Софии и Анны. Несчастная любовь, повлиявшая на характер девушки, которая стала замкнутой из-за пережитой измены, видим в рассказе о жизни молодой музыканты Софии. Этот эпизод может служить примером для подтверждения мысли о том, что несчастная любовь или сильное потрясение может заломить даже сильную личность. Глубина отношений, которые складывались между девушками, понимание друг друга, несмотря на то, что все они отличались характерами – аргумент в пользу ценности дружбы в жизни человека.
Нравственно-нравственные ценности
Трудно ли быть честным с самим собой? Следует ли оставаться верным своим убеждениям? Если в собственном высказывании выпускник будет давать ответ на эти вопросы, то уместно будет упоминание образа Анны, которая вынуждена была выбирать между любовью и желанием двигаться вперед и развиваться. Выбор девушки в пользу карьеры может служить аргументом для таких тезисов: идти к своей цели, несмотря ни на что, оставаться верным своему призванию. Это яркий пример женщины, стремящейся достичь большего, реализовать себя в жизни, чем просто сбывать крепкую семью.
Общественные ценности
Может ли социальный статус препятствовать дружбе? Если ваш ответ – нет, то уместно вспомнить в своем высказывании дружбу между тремя главными героинями произведения. Анна — молодая художница, мечтавшая поехать в Италию и считавшаяся любимицей судьбы. Марта – будущая учительница. Софья же была из бедной семьи — могла учиться только благодаря поддержке своего дяди. Однако разный социальный статус не мешал девушкам стать настоящими подругами, прежде всего ценившими друг в друге неповторимость характера и богатый внутренний мир.
Помогает ли образование достичь вершин в жизни? Делает ли он человека более счастливым? Если ваш ответ да, то почему бы не аргументировать свое мнение примером Анны, что единственная из трех героинь нашла то, что искала – славу, признание, свободу. И достигала этого благодаря целенаправленной работе над собой и образованию. Если ответ – нет, то можно вспомнить Марту, которая, несмотря на любовь к науке и обучению, свое настоящее счастье нашла в семейной жизни.
Если вас интересуют философские проблемы, затрагиваемые в своей новелле Ольга Кобылянская, обращайтесь, и мы вместе проанализируем произведение на возможность использования его для аргументации в собственном высказывании. Отмечу, что я смогла зайти более 20 тем, примеры-подтверждения мнения к которым можно найти в данном произведении. Хотите узнать какие? Обращайтесь, буду рада помочь!