Звукоизобразительные приёмы на саксофоне

Wed Jun 18 2025 09:32:58 GMT+0000 (Coordinated Universal Time)

Олег П.

После нескольких месяцев обучения игры на саксофоне, наступает момент, когда я начинаю обучать различным звукоизобразительным приёмам игры и звукоизвлечения. Потому что выучить мелодию этого не достаточно, нужно ещё её красиво сыграть, для этого нам и понадобятся разные приёмы.

Красота мелодии во многом зависит от различных «мелизмов» (звукоизобразительный приём). Мелодия становиться изящней, ярче и «богаче» по звучанию.

Первый приём, про который я рассказываю – это «фруллято» (frullato) – жужжащий или рычащий звук инструмента, который на саксофоне достигается при помощи дребезжания кончика или всего языка, как будто рычит лев. Также он может достигаться при помощи гортанного звука языка в глотке, но это вариант используется редко. Этот звук издали напоминает трель скрипки или виолончели.

Этот приём необходимо использовать делая звук «Рррр» внутри рта, когда зубы стоят на самом кончике мундштука, язык в этот момент не должен касаться мундштука, в противном случае язык будет «затыкать» звук.

Фруллято очень хорошо развивает дыхание, лёгкие в этот момент работают на максимум, и положительно влияет на дыхание и на организм в целом. Этот приём чаще всего используется в первой октаве.

Я этот приём даю при изучении произведения Луи Армстронга «Summertime» («Летнее время»). Можно даже играть всю мелодию, используя этот приём. Мелодия приобретает более яркий и «роковый» оттенок.

Также можно использовать фруллято в произвидении Генри Манчини «Pink panther» («Розовая пантера») – в этой мелодии я рекомендую использовать этот приём в окончании музыкальной фразы и на длинных нотах.

Так же прекрасно звучит с фруллято мелодия из репертуара Дюка Элленгтона «Караван».

Второй звукоизобразительный приём – «глиссандо» (glissando). В переводе означает «скользить» – мягкий и плавный, постепенный или быстрый переход от одной ноты к другой, цепляя по пути при этом остальные ноты. Это очень красивый и яркий способ соединять звуки между собой.

Для использования этого приёма я рекомендую мелодию из репертуара Джорджа Майкла – «CarelessWhisper» («Беспечный шепот»). Это одна из самых знаменитых мелодий с саксофоновым соло. Эта песня как раз начинается с глиссандо. Этот приём начинается с ноты «ре» – цепляя подряд все ноты, пока не достигаем ноты «до#» третьей октавы.

Третий приём – это «трель» (украшение длинной ноты). Для трели чаще всего используются боковые клапаны. Но можно использовать и основные клапаны.

Этот приём я даю на длинных нотах в мелодии из репертуара Джеймса Ласта «Одинокий пастух» («Thelonelyshepherd») – здесь можно играть трель на верхней длинной ноте.

Так же и в перуанской народной песне «ElCondorPasa» («Полёт кондора») – в этой мелодии тоже можно играть на длинной верхней ноте. Трель должна играться очень ровно, начиная от медленного темпа до быстрого.

Четвёртый приём называется «бэнд» (переводится как «изгиб», «искривление») – это нечёткое или нечистое звучание ноты. Этот приём используется чаще всего в джазовой музыке. Бэнд делается при помощи выдвижения или «задвижения» челюсти, чаще всего он делается до ноты и постепенно или быстро нота становится из «грязной» – «чистой» (меняется звуковысотность).

Этот приём я внедряю в исполнение перед началом музыкальной фразы, например в «Summertime» Луи Армстронга и абсолютно во всех джазовых стандартах.

Пятый приём – «саксофоновый гроул» – используется чаще всего вокалистами в роковой музыке, но также немного используется при игре на саксофоне. Этот приём делается горлом, нужно зажать гортань при извлечении звука, и получится рычащий «роковый» звук, немного похожий на фруллато.

Я рекомендую этот приём использовать в мелодии из репертуара Джо Кокера «Unchainmyheart» («Сними цепи с моего сердца»). Эта песня может играться данным приёмом целиком.

Шестой приём – «форшлаг» («vorschlag» – от немецкого «предложение») – нужно ближайшую с низу ноту сыграть очень быстро перед основной нотой, за счёт длительности этой основной ноты.

Я рекомендую тренировать форшлаги в мелодии из репертуара Херби Хэнкока «Cantaloupeisland» («Остров Канталупе»).

Седьмой приём – «мордент» (буквальный перевод с итальянского – «кусающий») – это опевание основной ноты, используется чаще всего в классической музыке. Нет конкретной мелодии, в которой этот приём используется, можно использовать по желанию.

Понравилась статья? Оцените

4

На основе отзывов 3 пользователей

Олег П.

Автор и репетитор на BUKI: Олег П.

Займаюся музикою з 6 років.Лауреат міжнародних музичних конкурсів. Граю на саксофоні 20 років, викладаю 10 років (в т.ч. на англійській та німецькій).

Цена

300 грн/час

Другие блоги автора

Ищете репетитора?

На BUKI посылают заявки на сотрудничество с репетитором каждые 4 минуты. Но уже 650 000+ студентов нашли преподаватели. Хотите присоединиться к ним?

Подобрать репетитора

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора