ГИА по украинскому языку в 9 классе: как готовиться к написанию диктантов,

Обновлено 29.07.2024

Наталія К.

Статьи автора: 235

ГИА по украинскому языку в 9 классе: как готовиться к написанию диктантов,

Государственная итоговая аттестация – форма контроля качества полученных знаний, которая проводится учебными заведениями для учеников 9-ых классов. Такой завершительный экзамен по украинскому языку имеет формат диктанта, зачитываемого учителем в присутствии членов комиссии. На прослушивание, запись и проверку текста школьникам выделяется час. 

Каждый год девятиклассники жалуются: вроде знакомы с текстом диктанта, но допустили несколько ошибок. И оценка оказалась неутешительной.

 

Как происходит сдача ГИА?

 

Многих учеников волнует вопрос: «Можно ли угадать диктант?»  Дело в том, что школьники 9-ых классов занимаются на уроках или проходят дополнительную подготовку с репетитором за сборниками диктантов нескольких авторов: А. Авраменко, Е. Еременко, Е. Билецкой, Т. Ткачука.

Выбор того или иного сборника определяет методичное объединение учителей украинского языка города или района. В основном по Украине отдают предпочтение текстам А. Авраменко. Сборник текстов 2020 года уже можно найти в интеренете или книжных.

Приблизительно за месяц перед государственной итоговой аттестацией уже упомянутое методобъединение украинистов голосует и выбирает 5 ориентировочных текстов, которые утверждаются управлением образования определенного города либо района. Непосредственно в день сдачи ГИА за 5 минут до начала экзамена снова собираются учителя уже в пределах конкретного учебного заведения и вместе с уполномоченными надзирателями с управления образованием путем жеребьевки определяют текст диктанта с пяти подобраных заранее . Выбранный диктант утверждает руководитель учебного заведения, то есть директор школы. 

В час экзаменационного времени входит первое полное прочтение текста учителем, диктовка отдельных предложений и финальная проверка в виде третьего полного зачитывания диктанта. Следовательно, каждое предложение звучит три раза. Времени и условий достаточно, чтобы успеть записать все, проверить и исправить ошибки. 

К сожалению, не все школы и далеко не каждый учитель успевает на протяжении учебного года проработать хотя бы несколько текстов, поскольку учебная программа 9 класса по украинскому языку насыщенная и сложная. Ученики готовятся самостоятельно либо с родителями, которые почему-то часто советуют просто заучивать тексты диктантов, переписывая их много раз. Но эффективный ли такой метод? Он однозначно не спасет от ошибок, потому что нужно по крайней мере понимать то, что пытаешься запомнить. 

 

Как подготовиться к ГИА, избегая зубрежки?

 

Конспектировать все диктанты не надобно, если на это нет свободного времени. Тренироваться, конечно, можно, но лучше перед этим прибегнуть к маленькой хитрости. Назовем ее «Сетка правил». Что это значит?

Тексты диктантов насыщенные орфографическими и пунктуационными трудностями, предназначенными для определения практических навыков школьников. Примем во внимание обновленный сборник А. Авраменко 2019 года, который включает 70 диктантов средним объемом от 150 до 175 слов. Каждый текст – прекрасная иллюстрация изученных правил и норм украинского языка. Уже упомянутую сетку советуем поделить на две части: «Орфография» (все, что связано с правильным написанием) и «Пунктуация» (все, что касается правильной расстановки знаков препинания).

Подчеркиваем, что выполнять данное задание продуктивнее со школьным учителем либо репетитором, так как можно легко запутаться в чаще правописных требований. Для дела понадобится толстая тетрадь минимум на 64 страницы. 

Предлагаем ориентировочную таблицу, что касается первого раздела. Примеры взяты с текстов А. Авраменко. 

 

Орфография

Написание апострофа

роз’яснити, возз’єднання, п’єдестал

Написание мягкого знака

меншістю, доньці, бренькіт

Слова с иностранными частицами

інфографіка, телепередача, ультрамодний

Слова иностранного происхождения

асфальт, бароко, інтермецо

Украинские собственные названия

Шелестовичі, Самбірщина, конкурс «Пісня-71»

Иностранные собственные названия

Фланнері О’Коннор, Лоуелл

Падежные формы числительных 

трьохсот сімдесяти, дев’яноста чотирьох

Упрощение

контрастний, обласний, заїзний

Удвоение

билинний, священний, віддавна

Написание сложных имен существительных

перекотиполе, сторіччя, лісосплав

Сложные имена прилагательные

східнослов’янський, північноукраїнський, яскраво-зелений

Степени сравнения имен прилагательных

вужчий, важчий, кращий

Правописание местоимений

хто-небудь, казна-що, будь із ким

Наречия

віч-на-віч, рік у рік, десь-інколи

Безударные е, и в корнях слов

перетинати, клечання, директор

Суффиксы имен существительных, имен прилагательных

подушечці, вуздечко, лисеня

 

Главной проблемой изучения украинского языка в 9 классе является синтаксис, точнее – сложное предложение. Выходя из этого, почему бы не объединить приятное с продуктивным, внося примеры предложений  с диктантов в таблицу. 

 

Знаки препинания

Простое предложение, усложненное:

 

А) однородными членами

…вирішили зупинитися ненадовго, та передумали…

Б) обращением

Мужній козаче, де твоя сила?

В) вводными словами

Напевно, сплило багато часу…

Г) обособленным обстоятельством

Зізнавшись щиро, відчуваєш…

Д) обособленным дополнением

Окрім нього, ніхто…

Е) обособленным определением

Огорнута ранковим туманом, спить земля.

Є) приложением

Українські запорожці, відважні лицарі-звитяжці, знали…

Сложносочиненное предложение

Встало сонце – і спала полуда з очей.

Сложноподчиненное предложение

Мені здається, що цього досить.

Бессоюзное предложение

Гуцули вірять: небесний грім – то голос Бога.

Сложное предложение с разными видами связей

Володимир спершу висаджує квіти у своєму маленькому городі, дивиться, як вони ростуть, а вже потім малює.

Прямая речь

Дослідник якось сказав: «Як я можу зрадити свій народ, коли мушу приносить користь тут, в Україні?»

Диалог

–Ти повернешся?

–Так. Чекай на мене зі сходом сонця.

–Приходь з перемогою!

 

Список орфограм и пунктограм можно сделать более детальным. Таким образом, стоит разобрать все диктанты или хотя бы те, где встречаются сложные и непонятные случаи написания.

 

Как оценивают ГИА по украинскому языку?

 

Шкала оценивания довольно строгая. Подробно с ней нужно ознакомится на сайте Министерства образования https://mon.gov.ua.

Одна негрубая ошибка снижает оценку на бал, одна грубая –  сразу на два балла. Например, для отметки «девять» допускается только две ошибки, одна из которых негрубая. 

Серьезные ошибки – орфографические, графические, пунктуационные нарушения изученных правил. Скажем, отсутствие запятой после обращения или вводного слова, написание собственных имен с малой буквы и другое. К разряду незначительных (негрубых) ошибок относятся: написание лишней буквы в слове, пропуск одной буквы, не касающийся орфографических норм, замена знаков препинания – запятой и точки с запятой, двоеточия и тире. Следовательно, отличающаяся от авторского текста расстановка знака препинания возможна, если это не противоречит требованиям правописания. 

В отдельных случаях ошибки исправляются, но не влияют на снижение балла. К таким недостаткам причисляются: неправильная передача авторского знака, неправильное написание, касающееся правил, не входящих в школьную программу. К тому же, повторение некоторой погрешности в одинаковых словах считается за одну ошибку. Написание, спровоцированное невнимательностью (описка) не учитывается за минусовый результат при условии, что попадается в тексте не чаще одного раза. 

Заметив нарушение правописания, смело его исправляйте, однако помните, что пять исправлений означают снятие одного балла. 

Ознакомившись с системой оценивания, понимаем, насколько основательно следует готовиться. 

 

Ответственная подготовка – залог успеха

 

Таким образом, пользуясь сеткой правил, расширяем теоретическую и практическую базу знаний, нарабатываем грамотность, закрепляем материал 9-го класса. Записывая слова или предложения в раздел, одновременно стоит повторять правила, которые соответствуют данной теме.

Обучение методом структурирования и распределения эффективное, качественное и прогрессивное. Ведь практическим материалом служат тексты диктантов, которые могут податься на ГИА. Такой способ действенный для обычных уроков украинского языка, когда ученики ищут примеры к определенным правылам в сборнике диктантов. 

Учитесь с пользой и осознанно! Обыкновенное бездумное конспектирование ни при каких обстоятельствах не гарантирует блестящий результат.

 

Вам будет интересно: 

Международные экзамены по английскому языку: английский для работы, IELTS вместо ДПА, поступление за границу.





Понравилась статья? Оцените

4.25

На основе отзывов 20 пользователей

Наталія К.

Автор Наталія К.

Репетитор з української мови та літератури, допомагаю підтягти знання шкільної програми за 2-11 класи, готую до ДПА та ЗНО, олімпіад.

Статьи автора: 235

Подобрать репетитора

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов