
Фонетика является важным разделом языкознания, задания из которого всегда есть на НМТ. Абитуриентам необходимо определить слова с одинаковым количеством букв и звуков, найти правильную фонетическую транскрипцию слова, обозначить строку, в которой во всех словам происходит чередование гласных и т.п. Именно о гласных звуках в украинском языке поговорим дальше.
Что такое гласные звуки?
Фонетика изучает звуки. Звуки – это то, как мы говорим, их необходимо писать в транскрипции. А буквы – это то, как мы пишем.
В украинском языке есть гласные и согласные звуки, каждая из этих больших групп имеет свои особенности. Рассмотрим детальнее гласные. Гласные звуки образуются с помощью голоса. Они могут находиться под ударением и в безударной позиции. Под ударением они произносятся четко.
В безударной позиции звуки «е» и «и» произносятся нечетко, с приближением друг к другу. То есть "е" приближается к "и", а "и" - к "е". Без изменений эти звуки в безударной позиции произносятся только в начале и в конце слова (солнце, мать).
Гласные «о» и «а» в безударной позиции произносятся почти всегда полнозвучно (вдруг, трактор, молоко). Но нужно запомнить особенность звука "о". Если он стоит впереди «у» в ударной позиции, то он будет в произношении приближаться к нему. Это приближение можно услышать в словах «кукушка», «кожух».
Сколько гласных звуков в украинском языке?
В украинском языке есть 6 громких звуков:
- «А»;
- «О»;
- «У»;
- «Е»;
- «И»;
- «І»..
На письме они передаются 10 буквами: а, я, о, у, ю, е, є, и, і, ї. Буквы а, о, у, е, и, і в транскрипции будут отображаться одним звуком. Ї – это всегда два звука "йі". Буквы я, ю, є в транскрипции могут обозначать два звука в таких случаях:
- В начале слова: яблоко – «йаблуко»;
- После апострофа: розіб’ю – «розібйу»;
- После мягкого знака: ателье – «ателйе»;
- после гласной: мрія – «мрійа».
Во всех остальных вариациях я, ю, є обозначают один звук: дядько, лютий.
Читайте также: Все о частях речи: объяснения и таблицы
Чередование гласных: основные правила
Чередование – это фонетическая особенность украинского языка, когда на место одного звука становится другой во время словоизменения:
- Кіт – кота;
- Сім – семи;
- Лізти – лазити.
Чередование может быть историческим и позиционными. Первые возникли при развитии украинского языка. Вторые происходят в зависимости от расположения звуков в слове, их можно объяснить фонетическими процессами в украинском языке.
В системе гласных есть несколько важных чередований
Чередование «о», «е» из «i»
Позиционное дежурство гласных, поэтому оно происходит закономерно.о й последовательно. Звуки «о», «е» используются в открытых слогах, а «і» – в закрытых:
- Столи – стіл;
- Мого – мій;
- Водопій – водопою;
- Семи – сім;
- Камінь – каменя;
- Ніч – ночі;
- Печі – піч;
- Лід – льоду;
- Чернігів – Чернігова.
Чередование "о", "е" из "и" не происходит:
- Если звуки выпадают (земля – земель, вітер – вітру).
- В буквосочетаниях -ор-, -ер-, -ов- (шовк – шовку, торг – торгу, хорт – хорта).
- В буквосочетаниях -оро-, -оло-, -ере-, -еле (подорож, солод, берег, зелень).
- В существительных в родительном падеже на -ення (значень, тверджень, творень).
- В сложных словах с безударным -вод, -воз, -нос, -роб, -ход (діловод, екскурсовод, скороход, електровоз). НО! Водопровід, газопровід, всюдихід, носоріг.
- В некоторых старых книжных словах (Бог, пророк, вирок, закон).
- В словах иноязычного происхождения (атом, репортер, диригент, марафон).
Чередование «о»-«е» с нулем звука
Позиционное чередование гласных. «о», «е» выпадают в случае изменения словоформы:
- Беру – брати;
- Вітер – вітру;
- День – дня;
- Орел – орла;
- Ставок – ставка;
- Сон – сну;
- Дзвінок – дзвінка.
Чередование «i», «е» с «о»
Позиционное чередование громких звуков происходит во время изменения слова:
- Шість – шести – шостий;
- Жінка – жених – жонатий;
- Сім – семи – сьомий.
Чередование «е» с«о» после шипящих и «й»
Это историческое чередование. После букв ж, ч, ш перед мягким согласным или перед слогами из «е», «и» пишется Е:
- Вечеря (после ч и перед мягким согласным);
- Вишень (после ш и перед мягким согласным);
- Джерело (после ж и перед слогом с «е»);
- Женити (после ж и перед слогом из «и»);
- Ніженька (после ж и перед мягким согласным).
После ж, ч, ш перед твердым согласным или перед слогами из «а», «о» и «у» пишется О:
- Бджола (после ж и перед слогом с «а»);
- Вечори (после ч и перед твердым согласным)
- Жонатий (после ж и перед слогом с «а»);
- Чоловік (после ч и перед слогом с «о»);
- Щока (после шч и перед слогом с «а»).
Чередование «е» с «и» в корнях глаголов
Это сложное чередование, в котором допускаются ошибок даже опытные языковеды. Это чередование «е» с «и», которые в безударной позиции произносятся с приближением друг к другу, поэтому на слух очень трудно понять, какую букву нужно писать.
Следует выучить правило. Это чередование происходит в небольшом количестве корней.
Корень, в котором происходит чередование |
Примеры слов с чередованием гласных |
-бер- – -бир- |
Беру – вибираю |
-пер- – пир- |
Перу – обпираю |
-дер- – -дир- |
Дере – обдирає |
-тер- – -тир- |
Обтер – обтирає |
-мер- – -мир- |
Вмерти – вмирати |
-жер- – -жир- |
Жерти – пожирати |
-стел- – -стил- |
Стелити – застеляти |
Во всех случаях, где употребляется буква «и», появляется ударный суффикс -а-. Это и есть условие для чередования «е» с «и».
Чередование «о» с «а»
В этом чередовании такое же условие, как и в предыдущем. Если после корня появляется ударный суффикс -а-, чередование «о» с «а» происходит:
- Скочити – скакати;
- Допомогти – допомагати;
- Котити – катати;
- Гонити – ганяти;
- Ломити – ламати.
Также важно запомнить, что слово со звуком [о] обозначает длительное действие (гонити, ломити), а слово со звуком [а] – повторяющееся (ламати, ганяти).
Чередование «е» з «і»
Чередование гласных происходит, если в слове после корня появляются суффиксы -а- или -юва-:
- Плести – заплітати;
- Зачепити – зачіпляти;
- Летіти – літати;
- Викоренити – викорінювати.
Звук [е] характерен для глаголов совершенного вида а [и] – для несовершенного.
Чередование «і» с «а»
Чередование «с» с «а» возникает в существительных единственного женского рода на -а и -я после предлогов и других слов с мягкими согласными. Например, земля – на землі.
Также чередование «і» с «а» может возникнуть в формах глаголов на -ти в настоящем времени. К примеру:
- Сісти – садити;
- Лізти – лазити.
Чередование «і» с «и»
Чередование гласных и-и характерно для следующих слов:
- Сідати – сидіти;
- Ліпити – липнути.
Читайте также: НМТ 2023: все, что нужно знать абитуриенту
Чередование гласных звуков: упражнения
Чтобы сдать НМТ на высокий балл, важно не только изучить все правила, но и закрепить знания на практике. Выполните тренировочные упражнения, чтобы хорошо запомнить все случаи чередования гласных. Правильные ответы с объяснениями вы найдете в конце статьи.
Задание № 1
Определите строку, в которой происходит чередование «о» с «а» во всех словах:
А) Проводжати, вносити, виростити;
Б) Потопити, лазити, простити, переконати;
В) Ховати, встановлювати, походжати, малювати;
Г) Гонити, котити, скакати, вимагати;
Д) Стояти, прощати, виношувати, договорювати.
Задание № 2
Определите слова, в которых происходит чередование О-А?
А) Проводжати;
Б) Котити;
В) Вимагати;
Г) Лазити;
Д) Гонити.
Задание № 3
Определите слова, в которых происходит чередование:
А) Вистилати;
Б) Прибирати;
В) Допомогти
Г) Випікати;
Д) Застосувати.
Задание № 4
Определите слова, в которых происходит чередование о, е з и:
А) Вовк;
Б) Тесля;
В) Колір;
Г) Вівця;
Д) День.
Задание № 5
Определите слова, в которых пишем И:
А) Виб… ру;
Б) Вб… рати;
В) Завм… рати;
Г) Вит… р;
Д) Приб… рати.
А вот правильные ответы.
- 1 – Г (гонити – ганяти, котити – катати, скакати – скочив, вимагати – вимогливий).
- 2 – Б, В, Д (котити – катати, вимагати – вимога, гонити – ганяти)
- 3 – А, Б, В, Г (вистилати – стелити, прибирати – прибрати, допомогти – допомагати, випікати – пекти).
- 4 – В, Г (колір – кольори, вівця – овець).
- 5 – Б, В, Д.
Если у вас возникли трудности с этими заданиями и вам необходима помощь с комплексной подготовкой к НМТ, рекомендуем обратиться к репетитору украинского языка. Преподаватель при составлении плана подготовки руководствуется актуальной программой НМТ и обращает внимание на текущий уровень знаний учащегося, его индивидуальные особенности. Это позволяет объяснять материал в комфортном для подопечного темпе и уделять достаточно внимания сложным темам.
Учитель выбирает интересные тренировочные упражнения для закрепления изученного и при необходимости дополнительно объясняет тему. Найти репетитора по украинскому языку или другой дисциплине вы можете на сайте BUKI.