
Сказка является важным ритуалом единения детей и родителей. Также слушание сказок помогает развить речь и образное мышление. Поэтому важно рассказывать малышам интересные истории, а школьников побуждать самостоятельно сочинять сказки. Из этой статьи вы узнаете, как создать свою сказку.
Сказки для детей: с чего начать написание
Сочинить сказку по силам не только взрослому, но и ребенку. Родители создают сказки для детей 3-4 лет, чтобы рассказывать их своим дошкольникам на ночь, а учащиеся начальных классов сочиняют сказки на уроках развития речи для улучшения коммуникативных навыков.
Перед тем, как сочинить сказку, нужно вспомнить основные характеристики этого жанра. Сказка – это литературное или народное произведение о вымышленных, часто – фантастических событиях. Для сказок характерна установившаяся структура:
- Зачин. В этой части происходит знакомство с героями сказки. В большинстве своем она начинается выражениями «Жил себе…», «Был себе…».
- Основная часть. Здесь разворачиваются основные события.
- Концовка. В конце сказки также употребляют устоявшиеся фразы. Например, «И жили они поживали да добра наживали».
В основном сказки бывают о животных, волшебные и бытовые. В волшебных сказках:
- Действующие лица – это волшебные и фантастические существа (Баба Яга, гномы, ведьмы, эльфы);
- Есть волшебные предметы (шапка-невидимка, волшебная палочка);
- Герои попадают в невероятные ситуации, они могут превращаться (девушка в утку, лягушка на принцессу).
В сказках о животных:
- Действующие лица – животные;
- Животные в сказке умеют разговаривать и в основном ведут себя как люди.
В социально-бытовых сказках:
- Нет волшебных существ;
- Происходят привычные (не фантастические) события;
- Возвышается разум и изобретательность людей.
Читайте также: Техника быстрого чтения: советы и онлайн-тренажеры
Как сочинить короткую сказку?
Чтобы сочинить короткую сказку, воспользуйтесь этим алгоритмом-подсказкой:
- Выберите вид сказки и определите действующих лиц.
- Охарактеризуйте главного героя:
- Кто? Дайте ему имя;
- Где? Определите его место жительства / нахождения;
- Когда? Выберите эпоху или время, в которое будут происходить события с героем.
- Дайте характеристику другим персонажам, распределите их на положительных и отрицательных (если есть такое разделение), опишите мотивы и цели их поступков.
- Выберите объекты взаимодействия (магические или обычные).
- Расскажите о действиях главного героя, выполняемых им для достижения своей цели. Фиксируйте последовательные изменения, которые происходят с ним при взаимодействии с другими персонажами (объектами) и их реакцию на эти изменения.
- Разрешение конфликта. Подведите итоги смены героев, дополните это жизненным правилом, которое из этого следует.
- Придумайте уместна название для сказки.
Дети часто придумывают всяческие истории, поэтому им будет несложно и интересно работать с этим фантастическим жанром. Но если у них не получается самостоятельно сочинить сказку, можете обратиться за помощью к репетитору по украинскому языку. Учитель при работе учитывает возрастные особенности учащихся и их предпочтения, объясняет учебный материал необходимое количество раз.
Найти репетитора по русскому языку или другой дисциплине вы можете на сайте BUKI.
Читайте также: Учимся играя. Что такое геймификация
Пример короткой сказки на ночь для детей
Сказка для детей – это прекрасный ритуал перед сном, который развивает память, воображение, образное мышление, умение слушать. Предлагаем ознакомиться с тремя интересными сказками для детей.
Сказка «О мальчике Васе и его друге-волшебнике»
Жил Вася в бабушкином селе на каникулах. Исполнилось ему 9 лет.
Когда-то после завтрака мальчик решил погулять в лесу, который находился рядом с бабушкиной избушкой. Шел он по тропинке и навстречу ему маленький волшебник, которому тоже было 9 лет. Дети сразу подружились, начали шутить друг с другом. Волшебник показывал Васечке разные фантастические трюки с птичками и другими обитателями леса.
С этого времени мальчики каждый день встречались и ходили на озеро в лесу. Дорога к этому месту была немного жуткой, но волшебник всегда имел при себе волшебную палочку, которая помогала детям безопасно добраться до водоема. Когда им на пути встречался злой волк, волшебник применял палочку и животное с ужасом убегало подальше.
Однажды дети купались в озере и доплыли до середины, где было очень глубоко. Они не могли добраться до берега и звали на помощь. Волшебная палочка осталась на суше, поэтому никак не могла помочь этой беде.
И вот, когда уже казалось, спасения не будет, к озеру выбежал бородач в голубой мантии и огромной шапке. Это был дедушка маленького волшебника, который общался со старинным дубом и услышал детский крик. Мужчина что-то громко произнес и случилось невероятное: из озера вынырнули водяные руки, нежно взявшие мальчиков и донесшие до берега. Это был дух озера.
Дедушка обнял маленьких озорников и взял с них слово, что отныне они будут вести себя ответственно и заботиться о собственной безопасности.
Короткая сказка о животных «Как зайчик сон искал»
Пришла ночь, а Зайка все не может заснуть. Сидит у елки и моргает глазками. Как вот в листочках зашелестел Ежик:
- Зайчик, чего не ты спишь?
- Да что-то мне не спится! Где-то делся мой сон, – говорит Заяц.
- Где же ты был, братец, что сон потерял? – ответил с улыбкой Ежик и побежал дальше.
- А действительно, надо вспомнить, где я был и там мой сон поискать, – подумал ушастик.
Посмотрел маленький под елкой, поискал в кустах и норке мышки, но не нашел там своего сна. И решил пойти спросить мудрую Сову, чтобы она подсказала ему, где еще сон поискать. Подходит Зайчик к сосне и кричит Сову:
- Приветствую, госпожа Сова! Подскажите мне, где мне искать сон? Вы с высокой горы все видите и знаете. Может, где-то видели его? Потому что я без него никак уснуть не могу.
- Знаю, Зайка! Он сидит под елкой на краю леса и сокрушается, тебя ждет! – отвечает Сова.
Зайчик побежал к краю огромного леса. Бежит, бежит, а края все не видно. Устал маленький и улегся под дерево немного отдохнуть.
- Вот немного полежу и дальше побегу, – думает серенький.
Но Зайчик так устал, что даже не заметил, как заснул. Так и ночь прошла. Просыпается ушастик утром и не понимает, где это он и что случилось. Сел, немного подумал и вспомнил, как искал свой сон.
- Ой-ой-ой, сон меня раньше нашел, чем я его, – говорит Зайчик, – Хорошо, что мой сон такой быстрый, потому что пришлось бы мне до самого края леса бежать.
Детская сказка «О белочке и лисичке»
Жила себе Лисичка. Однажды утром бежала как-то с охоты и очень расстроена была, потому что ничего не поймала. В животе у нее урчит от голода и в голове кружится.
Вот видит на дереве Белочка сидит и орешками завтракает. Лисичка начала завидовать пушистой и решила съесть Белочку. Откликается к ней:
- Привет, подружка! Как дела?
- Будь здорова, Лисичка!
- Как давно я тебя не видела, так соскучилась! Хочу тебя обнять, родная.
Белочка почувствовала опасность и выскочила на еще более высокую ветвь.
- Извини, но я после завтрака еще не умывалась и не хочу тебя испачкать.
- А это ты орешки ела? Ой, я их тоже люблю, не меньше, чем разные овощи. Сегодня рано наелась капусты и так счастлива была, – лжет Лисичка.
- Правда? – недоверчиво переспрашивает Белочка, – А я сегодня видела у старого дуба перепела с перебитым крылом…
Не успела договорить Белка, как Лисички уже и следа не была. Сорвалась и побежала к старому дубу.
- Беги-беги, меня не проведешь, – с улыбкой произнесла умная Белочка.
Так и в жизни, важно обдумывать собственные поступки, чтобы не подвергаться опасности.