
Вы задумывались когда-нибудь о том, как работает человеческая память? Нужно ли её как-то тренировать и улучшать? Или она наделена статичными параметрами, данными конкретному человеку при рождении, изменить которые нельзя?
Почему популярно мнение о том, что в пожилом возрасте люди всё забывают, хотя некоторым удаётся учить иностранные языки, писать стихи и даже получать образование. Или другой пример: как студенту за одну ночь удаётся подготовиться к зачёту, хорошо его сдать, но через неделю он уже не помнит и половины прочитанного? О том, как устроена наша память и как можно её улучшить, читайте в этом материале.
Что такое память?
Памятью можно назвать способность человеческого мозга хранить воспринимаемую им информацию, и при необходимости извлекать её. Основными составляющими являются такие процессы, как кодирование информации, её хранение и извлечение. Память человека поражает и в то же время разочаровывает. Вы можете узнать фотографии давностью в несколько десятков лет из школьного альбома, но не в состоянии вспомнить, что ели вчера на завтрак. Вы можете знать слово, но не способны вспомнить его в нужный момент.
Очень часто то, что приходит на ум, зависит от контекста. Профессор психологии Нью-Йоркского университета Г. Маркус в своей книге «Клудж» пишет, что контекст – это один из мощнейших сигналов, действующих на нашу память. Например, вы всегда кладёте ключи на тумбу в прихожей. Но, положив их однажды в совершенно другое место, вы можете не вспомнить, где они лежат. Потому что мозг выдаёт воспоминания о ключах в одном контексте с тумбой.
Ещё одной особенностью памяти является то, что вы можете запомнить что-либо непроизвольно, даже если эта информация не несёт никакого смысла для вас. И наоборот, когда нужно что-то выучить, многие не могут просто запомнить материал, им нужно его упорно заучивать. Так же сложно бывает «перезаписать» какую-то информацию. Например, вы вот уже как год не можете запомнить свой новый номер телефона, и всё ещё называете старый, который до этого вам служил 10 лет.
По мере того как проходит время, сохранять точность информации становится всё труднее, и многие воспоминания могут искажаться, становясь ложными. Это может быть вызвано таким явлением, как интерференция (когда информация, которую вы запомнили ранее, ухудшается из-за наложения нового материала).
Читайте также: Как стать более внимательным: советы для взрослых и детей
Виды памяти
Существует множество разных мнений и теорий о видах памяти. Большинство учёных сходятся на том, что по продолжительности выделяется 4 разновидности памяти:
- Сенсорная. Сюда попадают большие объёмы информации из окружающего нас мира для дальнейшего использования. Человек может сохранять новый материал посредством зрения, слуха и осязания. Причём визуальная информация пребывает здесь не более 1 секунды, переходя дальше в кратковременную память (если у человека есть цель это запомнить).
- Кратковременная. Здесь обрабатываются данные за короткий промежуток времени (от 20 до 40 секунд), но само хранилище имеет ограниченную вместительность. Это свойство было обнаружено ещё в 1959 году, когда испытуемых попросили запомнить список строк из нескольких букв в каждой, а затем сразу же отвлекли их внимание другой задачей. К 20 секундам отвлекающего манёвра, первоначальная информация была уже забыта. Человек пользуется этой памятью, когда, к примеру, пытается удержать в голове чей-то номер телефона, чтобы записать на листок. Согласно теории когнитивного психолога Дж. Миллера, у обычного взрослого человека в краткосрочной памяти может пребывать от 5 до 9 «объектов» информации. Именно поэтому важно запоминать материал блоками, а не вразброс. Предположим, вам нужно запомнить ряд из 12 букв. Разделите его по три буквы, и тогда мозгу придётся запомнить всего 4 «объекта» вместо 12.
- Рабочая. Эта память практически не отличается от кратковременной, из-за чего некоторые учёные не выделяют её как отдельный вид. Но в одной работе голландских нейропсихологов описаны различия между краткосрочной и оперативной памятью. Главное из них – тип выполняемой задачи. Для кратковременной памяти характерны простые задачи, такие как запоминание диапазона букв, цифр, слов и подобных. В то время как рабочая память, удерживая в голове простую задачу, выполняет одновременно вторичную когнитивную. Например, когда человек решает математическую задачу и удерживает в уме числа, или когда проходит аудирование, удерживая в голове основные моменты прослушанного текста.
- Долговременная. Благодаря этому виду памяти информация находится в непрерывном хранении месяцами и годами, хотя мы можем ею не так часто пользоваться. Большую часть времени информация находится за пределами нашего сознания, но при необходимости мозг старается оперативно отыскать её и воспроизвести. К слову, не всегда поиск нужного воспоминания проходит быстро и успешно, а само извлечение может быть как сознательным (эксплицитная память), так и бессознательным (имплицитная память).
Как работает память?
Память занимает важное место в системе психических процессов человека. Это явление очень многообразное и можно выделить множество видов памяти. Исходя из того материала, который запоминает человек, можно выделить:
- Моторную память (или двигательную). Она связана с сохранением и извлечением определённых последовательностей движений. Например, умение ходить, плавать, пользоваться «слепой печатью» на клавиатуре.
- Эмоциональную память (или аффективную). Сохранение эмоциональных переживаний, связанных с тем или иным воздействием. Например, при виде даже мелкой собачонки вас охватывает страх, потому что в детстве вы подверглись нападению соседского пса.
- Образную память. Запоминание и хранение разных модальных образов (зрительных, обонятельных, слуховых, вкусовых, тактильных). В отличие от зрительной и слуховой памяти, остальные виды требуют постоянной наработки. Так, парфюмер развивает навык определять по запаху отдельный ингредиент в многокомпонентном аромате, или повар – чувствовать вкус одного продукта в целом блюде. Как правило, один тип памяти развивается сильнее и преобладает над другими. Особенности вашей памяти вы можете узнать, пройдя один из тестов на тип памяти, который можно с лёгкостью найти в поисковике.
- Вербальную память (или словесную). Хранение информации в форме рассказов, выражаемых словами; способность запоминать знаки, символы и их сочетания. Школьник, пересказывая произведение, использует именно этот вид памяти.
Читайте также: Самый простой способ учить новые иностранные слова
Как запоминать больше?
У многих людей время от времени случаются провалы в памяти. Вы можете забыть имя нового знакомого или потерять какую-то вещь. Очень часто это бывает связано с неумением концентрироваться на нужном моменте, но есть и другие факторы риска, такие как образ жизни, питание и прочие. Какие же меры можно принять, чтобы улучшить память и запоминать больше информации?
- Тренируйте свой мозг. Американское исследование, проведённое в 2015 году с большой группой участников разных возрастов от 18 до 80 лет (почти 10 тыс. человек), показало эффективность регулярных занятий. Два с половиной месяца (по 15 минут 5 дней в неделю) участники выполняли разные задачи на тренировку когнитивных способностей на специальной онлайн-платформе, после чего их память значительно улучшилась.
- Выполняйте физические упражнения. Влияние спорта на когнитивные способности научно доказано, причём даже для пожилых людей. В 2017 году группа участников (средний возраст – 73 года), имевших риск развития болезни Альцгеймера, на протяжении полугода выполняли простые аэробные упражнения по 150 минут в неделю. По итогам исследования у пожилых наблюдалось улучшение памяти и уменьшение атрофии гиппокампа головного мозга.
- Здоровый сон. Нарушение естественного цикла сна может привести к когнитивным нарушениям. Когда вы не высыпаетесь, прерываются процессы, которые использует ваш мозг для создания воспоминаний.
- Кофеин (в разумных количествах). В 2014 году американские учёные доказали позитивное влияние кофеина на долгосрочную память человека. Группе людей предлагали выпить кофеиносодержащий напиток (по 200 мг – чашка эспрессо), после чего им показывали картинки, среди которых нужно было обозначить «новые», «старые» и просто «похожие». Через 24 часа после принятия кофеина люди повторно выполняли задание, и их результаты были значительно лучше тех, кто принимал плацебо вместо кофеина.
Добавление даже одной такой практики в вашу повседневную жизнь поможет сохранить здоровье и работоспособность мозга, защитив от нежелательной потери памяти. Помимо вышеперечисленных общих рекомендаций, попробуйте применять на практике следующие способы запомнить информацию:
- Эта техника запоминания используется мнемонистами по всему миру. Если вам нужно запомнить какой-то длинный список наименований, можно ассоциировать каждое слово с помещением в знакомом большом здании. Такой приём весьма успешен, поскольку каждая комната обеспечивает свой контекст для воспоминаний.
- Если у вас есть чувство ритма, или вы имеете представление о стихотворных размерах, слова можно запоминать строками, созвучными между собой.
- Записывайте то, что нужно запомнить. Записывая что-то от руки на бумаге, вы задействуете одновременно моторную и зрительную память. Этот процесс не только поможет зафиксировать информацию в голове, но и потом послужит вам шпаргалкой.
- Повторяйте по несколько раз. Чем больше раз вы повторите новую информацию, тем лучше она закодируется и тем вероятнее её переход в долгосрочную память. Пытайтесь также пересказывать новый материал своими словами, делайте свои умозаключения, «переваривайте» новую информацию – это всё уменьшает шансы забывания.
- Пытайтесь увидеть закономерность и сгруппировать информацию. Материал будет восприниматься легче, если он систематизирован. Например, вам нужно запомнить следующие слова: красный, кофта, зелёный, кольцо, подвеска, носок, серёжки, жёлтый, розовый, куртка, синий. Проще это будет сделать, разделив всё на категории (цвет, одежда, украшения).
Как тренировать память у детей и подростков?
Хорошая память – полезный и необходимый инструмент в развитии ребёнка. Она помогает ему лучше осваивать новые навыки, учить новый материал, решать разного рода задания. Уделяйте тренировке памяти время, и это даст свои результаты в будущем. Какие приёмы можно применить на практике, чтобы ребёнок развивал память и лучше запоминал материал?
- Визуализируйте. Если ребёнок учит новые слова по английскому – используйте карточки с картинками или жестикулируйте. Если он проходит по физике силу притяжения или солнечную систему – попробуйте с ним это всё нарисовать. Если он учит историю или читает произведение по литературе – поищите в интернете тематические мультфильмы или фильмы по возрасту. Пусть они и не отражают точность повествования или историческую достоверность, зато основные герои и события будут отложены в голове, и возникнет интерес к дальнейшему изучению материала.
- Используйте мультисенсорность. В обучении важно задействовать разные виды образной памяти; так вы добьётесь лучшего эффекта, нежели будете просто читать теорию из учебника. К примеру, по физике нужно выучить понятие плотности. Проведите дома эксперимент: сделайте в стакане несколько уровней жидкости разной плотности (масло, вода, жидкий мёд и т.п.), можно погружать туда небольшие предметы из разных материалов.
- Выполнение упражнений. Для развития зрительной памяти можно регулярно задавать вопросы по типу «какого цвета было платье на учительнице вчера», «сколько заколок ты вчера надела на волосы» и подобных. Ребёнок научится непроизвольно обращать внимание на подобные детали, зная, что вы снова можете об этом спросить. Для развития слуховой памяти также можно придумать много вариаций: прочитайте небольшой рассказ, и предложите ребёнку пересказать его, или учите вместе песни.
- Мобильные приложения (для детей постарше и взрослых). Они очень популярны среди пользователей и помогают тренировать внимательность, логическое мышление, память, скорость реакции, концентрацию и слух. Из таких приложений можно выделить «NeuroNation» или «Меморадо».
- Игровая форма. Развитие памяти и других навыков можно совмещать с весёлым времяпрепровождением. В этом помогут различные настольные или карточные игры. На рынке хорошо зарекомендовали себя продукты от производителя «Банда умников». У них есть игры на развитие логики, воображения, памяти, критического мышления, скорочтения и много других.
- Тесты. Здесь можно проверить вашу кратковременную память. Нажмите на активную ссылку и попробуйте пройти эти тесты: «Насколько хорошая у тебя память?», «Тест на кратковременную память», «Исследование кратковременной памяти».
На сайте BUKI родители могут найти репетиторов, которые помогут не только повысить успеваемость старшеклассникам по разным предметам, но и подготовить детей дошкольного возраста к будущему обучению, развивая их логическое мышление, обучая технике чтения и навыкам письма.