Порядок слов в вопросах считается одной из самых трудных тем в английском языке, поскольку в соответствии с типом вопроса и грамматическим временем, он осуществляется по-разному. Мало того, формирование вопросов с глаголом to be (быть) происходит отлично от остальных глаголов.
Поскольку грамматических времен в английском языке немало, предлагаю рассмотреть пять типов вопросов в настоящем простом времени Present Simple.
Например, возьмем примитивное простое предложение:
I take English classes every day. — Я каждый день беру уроки английского языка.
1. General question — общий вопрос:
Общий вопрос или closed question (закрытый вопрос) — это вопрос ко всему предложению, которое в Present Simple будет иметь в начале вспомогательные глаголы do или does, если это третье лицо единственного числа (he, she, it — он, она, оно):
Do I take English classes every day? — Или я каждый день беру уроки английского языка?
Does he take classes every day? — Берет ли он каждый день уроки английского языка?
2. Special question – специальный вопрос.
Этот тип вопросов образуется с помощью вопросительных слов what — что, какой, where — где, куда, when — когда, whose — чей, whom — кого, why — кому, how — как, how many — сколько (до предметных) , how much – сколько (до вещественных). Его еще называют open question открытым вопросом:
What do I take every day? – Что я каждый день беру?
What does he take every day? - Что он каждый день берет?
How often do I takeEnglish classes? – Как часто я извлекаю уроки английского языка?
How often does he t English English classes? – Как часто он извлекает уроки английского языка?
3. A question to the subject – вопрос к подлежащему.
Вопрос к подлежащему содержанию вопросительных слов what (что) и who (кто). После них мы всегда употребляем глагол в третьем лице единственного порядка слов после who или what остается таким, как и в утвердительном предложении:
Who takes English classes every day? — Кто ежедневно извлекает уроки английского языка?
4. Alternative question — альтернативный вопрос.
Такой тип вопросов используется, когда предоставляется выбор между чем и чем другим. При этом мы используем союз or. Порядок слов в альтернативном вопросе такой же, как и в общем:
Do I or does he таке English classes every day? — Я каждый день берёт уроки английского языка?
Do I take English or German classes every day? - Ты берешь уроки английского или немецкого языка каждый день?
5. Tag question — разделительный вопрос.
Разделительный вопрос или вопрос с хвостиком образуется с помощью вопросительных слов "не так ли?" В отличие от украинского языка, где все разделительные вопросы формируются этим вопросом, в английском языке существует множество его вариантов. Отметим, что question tags вопросительные хвостики образуются с помощью вспомогательных глаголов don't или doesn't и подлежащее, если это утвердительное предложение и do или does с подлежащим в отрицательном предложении. Итак, переписываем наше утвердительное предложение, ставим кому и создаем вопросительный хвостик "не так ли?":
I take English classes every day, don’t I? — Я каждый день извлекаю уроки английского языка, не так ли?
I don’t take English classes every day, do I? — Я не беру уроки английского языка каждый день, не правда ли?
He doesn’t take English classes every day, does he? — Он не берет уроки английского языка каждый день, не правда ли?
He takes English classes every day, doesn’t he? — Я беру уроки английского языка каждый день, не правда ли?
Теперь разберем пять типов вопросов у Present Simple с глаголом to be быть. Также возьмем к примеру простое предложение:
He is a student. - Он - студент
1. Общий вопрос
Этот тип вопроса с глаголом to be образуется изменением местами подлежащего и сказуемого:
Is he a student? — Он студент?
2. Специальный вопрос
Выносим what на первое место:
What is he? — Кто он по профессии?
3. Вопрос к подлежащему
Ставим who на первое место:
Who is he? – Кто он?
4. Альтернативный вопрос
Образуем по тому же принципу, как и общий вопрос, только добавляем союз or (или) перед другой альтернативой:
Is he a student или teacher? - Он студент или преподаватель?
5. Разделительный вопрос
Перевод "не так ли" может быть в нескольких вариациях: isn't he?, aren't? they, aren’t I? (исключение), если предложение в утвердительной форме, а если в отрицательной, то is he?, are they?, am I?.
He is a student, isn’t he? — Он студент, не так ли?
He isn’t a student, is he? — Он не студент, не так ли?
Исключение:
Я am a student, aren’t I? — Я студент, не так ли?
Итак, как мы видим, все типы вопросов требуют детального изучения, тщательного анализа и систематизации. Только тогда формировать вопросы можно будет с легкостью, а потом дойти до автоматичности.