
Искусное использование прилагательных создает самое популярное художественное средство – эпитеты. Но для того, чтобы научиться создавать образные выражения, нужно знать норму речи. В этой статье собрана вся важная информация о прилагательном, которая пригодится при изучении морфологии и во время подготовки к НМТ.
Что такое прилагательное?
Прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета. Прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «чей?».
Прилагательные меняются по родам, числам, падежам, которые в предложении согласовываются с существительным, от которого это прилагательное зависит. Обратите внимание на примеры:
- Ясний ранок;
- Ясного ранку;
- Ясному ранку.
Прилагательное каждый раз в в той форме, в которой требует от него существительное.
Прилагательные в украинском языке в основном имеют окончание -ий и принадлежат к твердой группе. Но также есть прилагательные с окончанием -ій, которые принадлежат к мягкой группе.
Прилагательные: примеры твердой группы |
Прилагательные: примеры мягкой группы |
Зворотний |
Могутній |
Природний |
Ранній |
Продажний |
Сторонній |
Доччин |
Вчорашній |
Галин |
Прийдешній |
Ясний |
Колишній |
Нужно помнить о том, что хоть прилагательное такое простое и его легко узнать, в языке есть и другие слова, отвечающие на вопрос «какой?». Рассмотрим примеры.
«Захмарене зранку небо до обіду розпогодилося». Слово «захмарене» отвечает на вопрос «какое?», в предложении выполняет роль определения, впрочем, это не прилагательное, а причастие.
Для того чтобы отличать прилагательное и причастие, следует помнить, что прилагательные обозначают постоянный, неизменяемый во времени признак:
- Зелені пагони;
- Ясний ранок;
- Свіже молоко;
- Цікавий роман.
Причастие всегда связано с глаголом, от которого образовано, и даже хранит значение вида этого глагола: захмарити – захмарене (совершенный вид).
Прилагательные никакой связи с глаголом не имеют. Те из них, которые означают признак через отношение к другому предмету (морський вітер, кімнатна рослина), образованные от существительных.
Есть такие причастия, которые со временем теряют связь с глаголом и полностью переходят к прилагательным: вихована дитина.
Некоторые прилагательные и причастия различаются ударением. Обратите внимание на примеры:
- Картопля варена (ударение на первом слоге) у підсоленій воді – слово «варена» в этом случае является причастием.
- Оленка почувалася мов варена (ударение на втором слоге) – слово «варена» в этом случае является прилагательным.
Также ударением различаются прилагательные и причастия с суффиксами -ан-, -ян-, -ен-. Они являются ударными в прилагательных и безударными в причастиях:
- Нездоланні перешкоди: суффикс -ан- ударный у прилагательного;
- Нездолані шляхи: суффикс -ан- безударный в причастии.
Прилагательное не стоит спутывать с местоимениями, а именно:
- Определительными: всякий, кожний, інший.
- Указательными: тот, такой.
- Притяжательными: мой, твой, свой.
Спутывание происходит из-за того, что эти местоимения отвечают на те же вопросы, что и прилагательные. Но, в отличие от прилагательного, местоимения только указывают на признак, а не называют его.
Разряды прилагательных
Прилагательные различают по значению и объединяют их в три разряда: качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные
Качественные прилагательные – это такие прилагательные, выражающие признак непосредственно самим своим значением и, по большей части, основы качественных прилагательных воспринимаются как непроизводные:
- Сірий ранок;
- Біле полотно;
- Далекі мандри;
- Хоробрий воїн.
Качественные прилагательные означают признак, воспринимаемый органами чувств (цвет, размер, другие характерные внешние признаки предмета):чорний, світлий, малий, вузький, круглий, легкий. К качественным прилагательным относятся также те, которые означают:
- Разнообразные вкусовые характеристики: кислий, солодкий, смачний.
- Физические свойства предметов, которые мы воспринимаем на слух, осязание или запах: гучний, тихий, теплий.
- Разнообразные физические и психические характеристики человека: міцний, кволий, спритний, добрий.
Признаки, выражающие качественные прилагательные, могут оказываться большей или меньшей мерой: мудрий, мудріший, наймудріший.
Качественные прилагательные могут образовывать антонимические пары:
- Далекий – близький;
- Високий – низький;
- Холодний – теплий;
- Багатий – бідний.
Только качественные прилагательные могут становиться основами для образования для существительных и наречий с суффиксами -о-, -е-: зелений → зелень, зелено; кмітливий → кмітливість, кмітливо.
Качественные прилагательные могут иметь так называемые короткие формы:
- Зелений гай – зелен гай.
- Дрібний дощик – дрібен дощик.
- Ясний місяць – ясен місяць.
Относительные прилагательные
Относительные прилагательные выражают признак не непосредственно, а через отношение к другим предметам. Это по большей части прилагательные, образованные от существительного:
- Каша з молоком → молочна каша;
- Екзамен під час вступу → вступний екзамен.
У относительных прилагательных нет характеристик качественных:
- Они не обозначают признак, которій проявляется в большей или меньшей степени.
- Они не образуют антонимических пар.
- От них не произошли существительные и наречия.
- У них нет коротких форм.
Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные отвечают несколько на другой смоделированный вопрос, а именно «чей?», «чья?, «чьи?», «чьи?», потому что указывают на принадлежность какого-либо предмета лицу или животному:
- Андрієва робота;
- Славусин планшет;
- Солошчине намисто;
- Лисяча нора;
- Риб’ячий хвіст;
- Орлине гніздо.
Притяжательные прилагательные имеют свои типы словообразования. Они образуются от:
- Названий лиц, собственных названий с помощью суффиксов -ов-, -ев-, -єв-, -їв-, а также суффиксов –ин-, -їн-: Дмитрів, Дмитрова, Дмитрове, Миколин, Миколина, Миколине.
- Название животных с помощью суффиксов -ач-, -яч-, -ин-, -їн-, изредка – -ів-: курячий, ластівчин, соловейків.
Притяжательные прилагательные, так же, как и относительные:
- Не указывают на такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени;
- Не имеют антонимических пар;
- Не имеют кратких форм.
Притяжательные прилагательные могут терять признаки притяжательности и приобретать признаки других разрядов прилагательных. Это характерная особенность прилагательного – переходить из разряда в разряд. Рассмотрим пример:
- Вишневий сік – вишнева сукня. Вишневий сік – это сок из вишни, поэтому прилагательное является относительным. В словосочетании «вишнева сукня» это самое прилагательное означает признак, который мы воспринимаем непосредственно (цвет), поэтому оно является качественным.
- Батьківські збори (относительное) – батьківське ставлення (притяжательное).
Читайте также: Что такое цитата и как правильно ее оформить в тексте
Степени сравнения качественных прилагательных
Как уже упоминалось, качественные прилагательные означают такой признак, который может выражаться большей или меньшей мерой:
- Молодий – молодший – наймолодший.
Для того чтобы передать это свойство, применяют формы степеней сравнения – высшего и наивысшего.
Высшая степень сравнения указывает на то, что в одном из сравниваемых предметов качество выражено большей или меньшей мерой:
- Дніпро ширший за Дністер.
- Оля спритніша від Марічки.
В зависимости от речевого воплощения, степени сравнения имеют две формы – простая или синтетическая, составная или аналитическая.
Простая форма высшей степени сравнения образуется от основания прилагательного с помощью суффикса -ш- или -іш-:
- Молодий – молодший;
- Лагідний – лагідніший;
- Рідкий – рідший;
- Глибокий – глибший;
- Дорогий – дорожчий;
- Дужий – дужчий;
- Довгий – довший;
- Легкий – легший;
- Високий – вищий.
Составная форма высшей степени сравнения образуется добавлением к обычной форме прилагательного слов «більш», «менш»:
- Більш відомий;
- Менш вдалий.
Наивысшая степень сравнения указывает на то, что в одном из сравниваемых предметов признак выражен наибольшей или наименьшей мерой: Говерла – найвища гірська вершина в Україні.
Наивысшая степень сравнения имеет простую и составную форму. Простая форма образуется добавлением префиксов най-, щонай-, якнай- к простой форме
высшей степени: солодший – найсолодший.
Составная форма наивысшей степени сравнения создается добавлением к обычному прилагательному слов найбільш», «найменш»:
- Найбільш авторитетний;
- Найменш приємний.
Не все качественные прилагательные образуют формы степеней сравнения. Степени сравнения – это не единственный ресурс языка,с помощью которого можно передавать меру проявления признака. Есть слова, в которых проявление признака смоделировано с помощью префиксов или суффиксов:
- Надшвидкий;
- Завеликий;
- Премудрий;
- Екстраординарний;
- Архіважливий;
- Синюватий;
- Білявий;
- Малюсенький;
- Здоровенний.
Кроме того, степеней сравнения не образуют:
- Так называемые абсолютные прилагательные, то есть те, которые означают абсолютный признак: сліпий, голий, босий, мертвий.
- Названия мастей животных: гнідий, вороний.
- Сложные прилагательные: темно-синій, сніжно-білий.
Читайте также: Правописание слов иноязычного происхождения
Заглавная буква в прилагательных
Заглавную букву пишем:
- В притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов:
- -ів- (-ова-, -ове-, -еве-);
- -їв- (-єва-, -єве-);
- -ин- (-ина-, -ине-);
- -ін- (-їна-, -їне-);
- Василів зошит, Тичинине слово, Шевченкові поезії.
- В прилагательных с суффиксом -ськ-, если они имеют значение «имени кого-то», «памяти кого-то»:
- Франківська кімната;
- Шевченківська премія;
- Нобелівська премія.
Маленькую букву пишем:
- В относительных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ськ-, -івськ- (-ївськ-), -инськ- (-їнськ-):
- бальзаківські традиції;
- шевченківський стиль;
- вальтер-скоттівський стиль.
- В прилагательных, входящих в состав фразеологизмов или научных терминов: гордіїв вузол, піфагорова теорема.
Основополагающие знания о прилагательном позволят мастерски использовать эту часть речи в собственных текстах. И прочтения одной статьи может быть недостаточно для полного понимания темы. Чтобы лучше разобраться в материале об этой или других частях речи, следует обратиться за помощью к репетитору по украинскому языку.
Учитель узнает о целях изучения дисциплины и с учетом пожеланий ученика разработает индивидуальный план работы. Педагог поможет подготовиться к следующему уроку, итоговой контрольной и НМТ
Найти репетитора можно на сайте BUKI.