
Этап привыкания малыша к дошкольному учреждению – непростой период для всей семьи. Малыш больше не находится с мамой и папой 24/7, а проводит больше времени с воспитателями и ровесниками.
Чтобы посещение сада не было стрессовым для ребенка и родителей, нужно заранее к нему подготовиться и изучить особенности адаптации детей в детском саду.
Когда лучше отдавать ребенка в детский сад?
Дошкольные учреждения обычно принимают детей с двухлетнего возраста. Но есть частные дошкольные учреждения, в которые можно отдать ребенка с 12 или 18 месяцев.
Не существует универсального возраста для начала посещения детского сада. Все зависит от конкретного ребенка. Родители, которые решили отдать малыша в ясли, должны ориентироваться не на возраст, а на общую готовность ребенка к посещению дошкольного учреждения.
Один ребенок готов посещать ясли в 1,5 года, а другому рано ходить в сад и после 2 лет. Ниже приведены основные критерии, которые стоит использовать при оценке готовности ребенка к ДОУ.
Навыки самообслуживания
Перед тем, как записать ребенка в садик, родители должны оценить способность своего чада самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать без посторонней помощи, ходить на горшок или проситься в туалет.
Дети в 2 года не всегда умеют говорить о своих потребностях или застегивать молнию на кофте. Родители должны обсудить подобные моменты с воспитателями и удостовериться, что они готовы помогать малышу справляться со всеми трудностями до момента овладения им необходимым навыком.
Не стоит отказываться от идеи посещения сада только потому что ребенок не кушает самостоятельно. Малыш попадет в детский коллектив и рядом с ровесниками ему будет проще привыкнуть к самостоятельности. Родителям нужно обучать ребенка самостоятельно снимать и надевать свою одежду. Даже если у него не будет получаться, нужно давать малышу возможность проявлять самостоятельность.
Если ребенок не приучен к горшку, в саду могут возникнуть проблемы. Многие воспитатели не разрешают приводить детей в ясли в подгузниках, поэтому лучше заранее начать готовить ребенка к предстоящим переменам и отказаться от памперсов за несколько месяцев до начала посещения сада.
Речь
Ребенок необязательно должен говорить много слов, но ему желательно уметь сообщить взрослому, что он проголодался, хочет пить или ему нужна помощь.
Речь важна для детей, которые в скором времени пойдут в ясли. Родители могут понимать своего ребенка и без слов, но у воспитателей могут возникнуть трудности.
Если малыш еще не разговаривает или у него проблемы с произношением звуков, можно обратиться за помощью к дефектологу или логопеду.
Режим
В саду дети кушают, гуляют и спят по расписанию. Расписание, отличающееся от режима сада, может стать проблемой.
Если родители знают, какой сад будет посещать ребенок, то стоит узнать его расписание и плавно смещать график ребенка к необходимому. Если ребенок привык кушать в другое время, то это легко скорректировать, то с дневным сном все не так просто. Обычно в яслях тихий час начинается около 12 часов и длится 2,5-3 часа.
Если ребенок спит днем в другое время, нужно ежедневно смещать сон на 15 минут в необходимую сторону.
Социализация
Родителям важно оценить, насколько ребенок привык контактировать с другими детьми или взрослыми, как он взаимодействует со сверстниками на детской площадке, как реагирует на гостей. Если у малыша недостаточно подобного опыта, нужно предоставить ребенку возможность ближе познакомиться с окружающими. Тогда во время первых посещений сада ребенок попадает в уже знакомую атмосферу с большим количеством детей, шумом и веселыми играми.
Родители могут подготовить детей к знакомству при помощи сюжетно-ролевых игр. Можно взять любые игрушки ребенка и разыграть сценарий, в котором машинки или куклы играют в песочнице, знакомятся, делятся игрушками.
Готовность проводить часть дня без родителей
Если родственники часто гуляют с ребенком и родители уже оставляли его с другими взрослыми на длительное время, то малыш уже получил подобный опыт и ему будет проще адаптироваться к саду.
Если ребенок привык все время проводить с родителями и болезненно реагирует на их краткосрочные отлучения, то нужно начать готовить его к саду заблаговременно, чтобы у него была возможность привыкнуть к предстоящим изменениям.
Расширение круга общения ребенка подготовит его к саду и позволит маме отдохнуть, заняться своими делами.
Готовность родителей
К детскому саду должен быть готов не только ребенок, но и родители. Маленький человек очень чувствителен к эмоциям близких людей и, если они будут постоянно переживать, то он будет отражать их состояние.
Это только основные моменты, на которые стоит обратить внимание при принятии решения о посещении яслей. Но все они достаточно условны, потому что требования каждого сада отличаются, в особенности это касается частных и государственных ДОУ. Важно выбрать подходящий для ребенка сад, пообщаться с воспитателями и, если все устраивает, то можно начинать готовить ребенка к первому дню в детском коллективе.
Читайте также: 3D рисование для детей
С какого возраста начинать готовить ребенка к детскому саду?
Готовить малыша к посещению яслей нужно минимум за 3 месяца до начала посещения сада, но лучше изначально выстраивать расписание ребенка с учетом режима дошкольного учреждения, проводить с ним больше времени на детской площадке, приучать его к самостоятельности и не бояться отпускать его на прогулки с другими родственниками.
Если родители сомневаются в готовности ребенка к детскому саду, они могут обратиться за помощью к педагогу, который оценит навыки малыша и при необходимости поможет подготовить его к посещению дошкольного учреждения. На сайте BUKI можно найти репетиторов для подготовки к саду и школе.
Что нужно ребенку в детский сад: список вещей
В детском саду дети проводят много времени и им там понадобятся некоторые личные вещи. Перед началом учебного года воспитатели проводят собрание, на котором дают список необходимых вещей:
- Тёплая и лёгкая пижама в зависимости от сезона и температуры воздуха в детской комнате;
- Домашние тапочки по размеру, чтобы ребенок чувствовал себя в них удобно;
- Несколько сменных комплектов одежды (трусики, штаны, лонгсливы, футболки, носки);
- Чешки для занятий танцами;
- Расческа, влажные и сухие салфетки;
- Игрушки для ребенка.
Но чаще в садик не разрешают приносить домашние игры, и группа в начале года закупает для своих детей новые комплекты за деньги государства или родительского комитета.
Посуда, горшки и постельное бельё обычно есть в саду и приносить свои вещи не нужно. Но всё зависит от конкретного учебного заведения и лучше уточнить список необходимых вещей у администрации сада или воспитателей.
Читайте также: Как стать более внимательным: советы для взрослых и детей
Как подготовить ребенка к детскому саду: советы родителям
Правильное прощание
Если мама или папа отлучаются по делам, не стоит скрывать это от ребенка и уходить, когда он отвлекается. Малыш должен понимать, что в уходе родителей нет ничего страшного и они обязательно вернутся. Нужно объяснить причину, по которой ребенок побудет с бабушкой, крестным или няней и оговорить время, через которое мама или папа заберут его.
Идентичные правила
У ребенка не должно быть стресса от резкой смены правил поведения. Домашние ритуалы нужно заранее подстроить под правила сада. Дети в саду кушают только за столами, значит дома малыша нужно приучить есть только за обеденным столом и не разрешать ходить с едой по квартире.
Аккуратность
Малыш должен знать, что у всех вещей в доме есть свои места. Нужно учить его складывать игрушки в ящик после игры, вешать одежду на стульчик, ставить обувь на полку и выполнять другие простые поручения.
Важно приучить ребенка с раннего возраста соблюдать правила гигиены: мыть руки после прогулки, после еды и посещения туалета.
Общие игрушки
Малыш дома привык, что все игрушки – его собственность, он может брать любые машинки, куклы и играть ими, когда захочет. Но в саду все игрушки общие и, если другой ребенок сейчас играет с интерактивной доской, ее нельзя просто подойти и забрать. Нужно заранее объяснить правила поведения с общими игрушками, репетировать ситуации, в которых нужно поделиться мячом или попросить у другого малыша конструктор.
Ребенок должен понимать, что он не всегда может получить желаемую игрушку. Другой малыш может не захотеть поделиться или ему еще нужно время, чтобы закончить свою игру. Родители должны научить маленького человека ждать или спокойно принимать отказ.
Одежда
Ребенок в саду должен чувствовать себя комфортно. Одежда должна быть удобной, правильного размера, без сложных элементов (большого количества пуговиц, застежек, шнуровок) и достаточно легкой. Обычно в детских садах очень тепло, нужно узнать у воспитателей температуру в детских помещениях и одевать ребенка с учетом этой информации.
Позитивное отношение к саду
После записи ребенка в садик, старайтесь проговаривать с ребенком, что скоро его жизнь изменится.
Подготовленный ребенок будет лучше воспринимать занятия, тихий час и, в принципе, новое расписание. Можно купить детские книги про дошкольное учреждение или посмотреть веселый мультфильм, в котором детки веселятся в яслях.
Своевременная вакцинация
Важна не только психологическая, но и медицинская подготовка ребенка. Дети в яслях чаще болеют из-за регулярного контакта с другими людьми. Вакцинация убережет от заболеваний или минимизирует риск осложнений. Все ДОУ проверяют наличие у детей обязательных вакцин и без справки не зачислят ребенка в группу.
Чтобы уменьшить риск частых ОРВИ, важно обсудить с персоналом сада количество проветриваний помещения и температурный режим в детской комнате.
Плавное вхождение в новый этап
Первые недели в яслях – это период адаптации. Сначала ребенок приходит в группу на несколько часов. И даже если сад готов принять ребенка сразу на полный день, лучше по возможности постепенно увеличивать время нахождения малыша в группе, начиная с двух часов, потом оставлять до тихого часа, а через месяц предлагать малышу побыть с детками до вечера.
Развивающие занятия
Малышу будет проще привыкнуть к саду, если у него уже есть опыт посещения различные занятий, мастер-классов, детских утренников. На них ребенок будет взаимодействовать с другими детьми, следовать инструкциям чужих взрослых, но при этом один из родителей будет рядом.
Если малыш еще не готов к посещению групповых занятий, можно найти педагога для индивидуальных уроков. Учитель поближе познакомится с малышом, подберет к нему индивидуальный подход, поможет адаптироваться к обучающим занятиям, познакомит ребенка с цветами, цифрами, буквами в игровой форме, подготовит его к детскому саду или школе. Найти репетитора можно на сайте BUKI.