Система среднего образования Украины: продукт эпохи и/или пережиток прошлого?

Наиболее ценными являются инвестиции, которые затем приносят наибольшую прибыль. Такое утверждение достаточно часто можно услышать во время лекций по макроэкономике в университете или же во время обуМин_Обр_1чения азам экономической теории в школе.

Но для того, чтобы любое вложение приносило со временем прибыль, необходим определенный перечень условий, способствующих эффективному использованию данных вложений. Для примера возьмем образовательную систему Украины.

Итак, вложения – это материальные затраты, деньги и прилагаемые усилия.

“Прибыль” от использования этих вложений – приобретенные учащимися знания. Эти знания затем будут использованы на практике для повышения уровня благосостояния государства (как бы пафосно это не звучало).

Условия для формирования “прибыли” – существующая система образования.

Поэтому и необходимо задаться вопросом: так что же представляет собой нынешняя система образования Украины: продукт эпохи, пережиток прошлого, либо ни то, ни другое?

Система украинского образования берет свое начало с образовательной системы Советского Союза. Иными словами, она не была создана абсолютно “с нуля”. Существовал некий фундамент, который достался в наследство после обретения независимости Украинским Государством.

Вначале, по инерции, основные принципы и методы работы существенно не изменялись. Применялась все то же оценивание знаний, да и методика преподавания не претерпевала какого-либо существенного вмешательства со стороны МОНа (читай – государства). Оно и объяснимо: не было достаточного времени для того, чтобы подготовить новую программу обучения, и создать все необходимые для ее воплощения в жизнь учебные пособия.

По истечении какого-то времени начали появляться определенные изменения. И первым из них стала новая система школьных оценок, которые применяются и до сих пор.

Причиной введения 12-бальной системы были ее преимущества по сравнению с традиционной 5-бальной. Например, в 5-бальной системе не могут быть полностью отображены знания учащегося, и она является, поэтому, чересчур жесткой. 12-бальная система дает учителям больше свободы во время оценивания. Для примера, в журнал учета успешности не ставились оценки “4+” или “4–”, они всегда выставлялись как обычная четверка. Сейчас же на их место пришли “слабая”, “средняя” и “сильная” четверки – соответственно, “7”, “8” и “9”.

Но подобные нововведения касались лишь формальной, внешней стороной системы начального и среднего образования.

В поисках более рационального распределения учебного времени также менялся общий срок обучения в средней школе – вместо устоявшихся десяти лет предлагалось продлить обучение до одиннадцати и даже двенадцати. Это объяснялось, в первую очередь, тем, что подобная длительность обучения снизит нагрузку на учащихся. Иными словами, повысит уровень знаний, которыми будут обладать выпускники школ. Это предложение не прижилось.

Но наиболее радикальной переменой является введение внешнего независимого оценивания (ВНО) и государственной итоговой аттестации (ГИА).

Внешнее независимое оценивание и государственная итоговая аттестация – это своего рода “индикаторы” проверки знаний выпускников. Только при этом необходимо уточнить – в случае ВНО этот индикатор не является универсальным. Он является по своей сути избирательным, не показывающим общий уровень знаний и подготовки ученика по всем предметам.

Например, тестирование по физике или химии проводится на выбор ученика. Те, кто решил его сдавать, вероятнее всего, напишут тест хорошо (или неплохо, на худой конец) – ведь они уже готовятся поступать в специализированные вузы, где преобладают упомянутые физика или химия.

На сегодня универсальными являются лишь тестирования по украинскому языку и математике. Но, опять же, начиная с 2015-го года, Украинский центр оценивания качества образования инициирует два уровня сложности заданий этого тестирования. Следовательно, даже результаты тестов по этим дисциплинам в качестве универсального индикатора знаний учащихся выступать больше не могут.

Таким образом, внешнее независимое оценивание и государственную итоговую аттестацию можно рассматривать как упрощение учебного процесса – в то же время, методика воплощения данного нововведения на практике порой страдает излишней сложностью.

Так чем же является образовательная система Украины?

Если задаться этим вопросом, и попытаться выбрать какой-то из двух вариантов, предложенных в заглавии, затрудняешься в выборе. Ни один из вариантов в чистом виде не подходит. Ни продуктом эпохи, ни пережитком прошлого ее не назовешь.

Следовательно, тогда от латинского “tertiumnondatur” необходимо переходить к “tertiumdatur” – третье дано!

Украинская образовательная система на сегодня представляет собой гибридное единение старого фундамента здания, на котором со временем напластовываются все новые и новые элементы постройки. При этом целостный архитектурный ансамбль, обладающим изяществом форм и пропорциональностью деталей, пока что не вырисовывается.

Простота воплощения образовательных реформ и принятие во внимание ранее принятых решений – вот, пожалуй, самые общие, но, в то же время, и самые главные принципы построения образовательной системы.

 

Вторая часть

Автор: Рямов Сергій Сергійович