Почти 160 лет назад, 20-го октября, в городе Берлингтон (США, штат Вермонт), которое славится несравнимымы количеством чудесных усадеб, родился мальчик, второй сын в семье среднего достатка - Джон Дьюи. Его жизнь не была полна необыкновенных приключений, или авантюр. Он был обычным мальчиком, который впоследствии вступил в Вермонтский университет. Ну, и чем же он, все-таки, прославился на весь мир, который помнит и ценит его до сих пор?

Закончив, в 1879 году Вермонтский университет, Дьюи, один из немногих, продолжил свое обучения и брал частные уроки у своего учителя, до тех пор, пока не поступил в Университет Джонса Горкинса.

После двух лет в должности учителя в Ойл-Сити в Пенсильвании и года в должности учителя начальной школы в небольшом городке в Вермонте, Дьюи решил, что не имеет таланта учителя начальной или средней школы. Он продолжил обучение вместе с Джорджем Сильвестром Моррисом, Чарльзом Сандерсом Пирсом, Гербертом Бакстером Адамсом и Стэнли Голлом и получил Ph.D. в Школе искусств и наук Университета Джонса Хопкинса. 1884 он получил работу в Мичиганском университете, где работал с 1888 по 1994 года. Неопубликованная и утеряная диссертация Дьюи называлась «Психология Иммануила Канта».

Вроде ничего особенного, не так ли? Ну ладно, открываем вам все карты! Этот человек отличался тем, что имел инные ... взгляды! На что? Так на образование, на него, родимое!В основе взглядов Дьюи на обучение, повлиявших на становление мировой педагогики, лежала философия прагматизма, что приняла форму инструментализма.

(Прагматизм - доктрина или, скорее, мировоззрение, ставит все знания и правду в прямое отношение к жизни и действия; прагматизм судить о значении идей, суждений, гипотез, теорий и систем в соответствии с их способности удовлетворить человеческие потребности и интересы в социальной способ)

(Инструмантализм - направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, нужные для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом.)



Считал, что ребенок познает новое не ради самих знаний, как думали предшественники, а ради деятельности, она интересуется именно тем, что может сделать сама. В этом направлении Дьюи впервые «соединил» познания и деятельности. При этом сторонник естественнонаучного эмпиризма, он определил место познания и деятельности в решении повседневных детских проблем. Процесс такого решения, опирающегося на метод эксперимента, должен обеспечить успешное открытие детьми новых истин с помощью пяти последовательных ступеней:
1) ощущение проблемы (затруднение)
2) ее выявления и определения;
3) представление возможного решения;
4) выявление путем умозаключений последствий с вероятного решения;
5) дальнейшие наблюдения и эксперименты, позволяющие сделать вывод, что содержит положительное или отрицательное суждение.
Эти этапы мышления, иногда с некоторыми модификациями, стали называть степенями и в соответствии с ними строить школьные уроки. Одни пытались применять их механически на всех уроках, не замечая того, что они таким образом формализуют процесс обучения.
Хотя Дьюи всего известен публикациями в области образования, он писал и на другие темы, такие как опыт, природа, искусство, логика, демократия и этика.
Дьюи считал, что для демократии важны два основных элемента, которые требуют постоянного внимания: школы и гражданское общество. По мнению Дьюи полная демократия устанавливается не только за счет всеобщего избирательного права, но и благодаря сложившейся общественной мысли, чего можно достичь эффективной системой общения между гражданами, специалистами и политиками, причем именно последние несут ответственность за ту политику, которую они воплощают в жизнь.

Опубликовано: 31.03.2016