
Звуки, которые человек произносит и буквы, которыми обозначает слово на письме не всегда совпадают. В языковом потоке стоящие рядом согласные звуки взаимодействуют друг с другом. Их произношение частично меняется для облегчения произношение. Эти изменения отображаются в фонетической транскрипции.
Какие есть звуки в украинском языке, особенности их взаимодействия между собой и правила записи фонетической транскрипции рассмотрим в статье.
Что такое фонетическая транскрипция?
Фонетическая транскрипция передает все особенности произношения слова, независимо от его графического и орфографического написание. То есть в транскрипции отображаются именно звуки.
Фонетическая транскрипция всегда записывается в квадратных скобках. В ней используются особые метки, о которых нужно знать, чтобы правильно делать эту запись.
- [е/и], [и/e] – обозначение гласных [е] и [ы] в безударной позиции, в транскрипции второй символ стоит вверху главного звука.
- [о/у] – обозначение [о] в безударной позиции перед ударным [у], в транскрипции второй символ стоит вверху главного звука.
- [н:], [с:], [ж:] – двоеточие указывает на долготу согласного.
- Мягкость обозначается чертой возле звука, а смягчение – апострофом.
Читайте также: Как конспектировать эффективно?
Классификация согласных звуков
Фонетика украинского языка – это не хаотический набор звуков. Это четко организованная система звуков, подчиненная определенным фонетическим правилам.
В украинском языке 32 согласных звука. Они образуются с помощью голоса и шума или только шума. При их произношении струя воздуха сталкивается с разными препятствиями: языком, зубами, губами, вследствие этого и появляются шумы.
В украинском языке согласные звуки классифицируются по следующим признакам.
По участию голоса и шума:
- Звонкие (шум преобладает над голосом);
- Глухие звуки (создаются только с помощью шума);
- Сонорные согласные (голос преобладает над шумом).
По месту творения:
- Губные (образуются в результате сближения нижней губы с верхней);
- Зубные (во время создания язык артикулирует к зубам);
- Небные (во время творения язык приближается к небу);
- Заднеротовые (творение происходит с помощью языка в задней части ротовой полости).
По способу творения (способ преодоления препятствия – языка, губ или зубов ):
- Сомкнутые (выдыхаемое воздух прорывает препятствия);
- Щелевые (воздух проходит сквозь щель);
- Сомкнуто-щелевые (воздух сначала прорывает преграду, а затем проходит сквозь щель).
По наличию или отсутствием мягкости:
- Твердые;
- Мягкие;
- Полумягкие.
Все зубные звуки имеют твердые и мягкие соответствия, они образуют пары по твердости – мягкости.
В украинском языке никогда не бывают мягкими:
- Губные согласные;
- Шипящие согласные;
- Заднеязычные.
Эти согласные могут быть только полумягкими.
Звонкие и глухие согласные составляют пары по звонкости – глухости. В отдельную группу засчитывают сонорные согласные, потому что они всегда звонкие. Их отделяют от собственно звонких, потому что сонорные не могут оглушаться.
Существуют особые аффрикаты [дж] и [дз]. Если в слове они находятся в составе одной морфемы,то обозначают один звук (джміль, дзвоник). Но в слове надзвичайно, [д] относится к префиксу, а [з] – к корню, поэтому в этом случае они будут двумя отдельными звуками.
В украинском языке не существует звука щ. Это буква передает сразу два звука – [шч].
При решении тестов ВНО следует помнить, что твердый и мягкий согласные – это разные звуки. Например, может встретиться задание, подобное этому. Необходимо определить вариант ответа, в котором звук д есть в каждом слове строки.
Здесь можно не учесть то, что [дж] и [дз] – это аффрикаты, которые обозначают один звук в составе одной морфемы. Также нужно не забыть о таком явлении как уподобление. Подробнее о нем в следующем разделе.
Читайте также: Метод ассоциаций: как быстро выучить английский язык
Уподобление согласных звуков: что это такое?
При произношении звука язык становится в определенное положение. Когда человек говорит быстро, язык не успевает изменить свое положение. В результате возникает уподобление одного звука другому. Они становятся похожими на своих соседей. Явление может происходить как в пределах слова, так и на стыке двух слов.
Уподобление или ассимиляция – это изменение произношения предыдущего звука под влиянием следующего в потоке речи. Уподобление возникает за какому-то признаку.
Существует четыре типа уподобление согласных звуков.
Уподобление по звонкости
Ассимиляция по звонкости заключается в том, что глухой звук перед звонким произносится звонко.
Глухой + звонкий → звонкий + звонкий.
Звонкий звук перед глухим всегда влияет на него. Рассмотрим примеры.
В слове боротьба [бород'ба] звонкий [б] влияет на предыдущий глухой [т'] и уподобляет его, этот звук преобразуется в [д']. Происходит уподобление звука по признаку звонкости. Но это не влияет на правописание, потому что слово боротьба происходит от слова боротися.
В слове футбол транскрипция [фудбол] отображает влияние звонкого [б] на глухой [т]. В результате ассимиляции [т] превращается в [д].
Если вы не знаете, как правильно написать – отже или одже, знайте, вас вводит в заблуждение именно уподобление согласных по звонкости В слове отже глухой [т] переходит в звонкий [д] под влиянием звонкого [ж]. В фонетической транскрипции звуки [д] и [ж] сливаются в аффрикату [дж] и обозначают один звук. То есть в этом слове 4 буквы, но 3 звука.
Главный закон уподобления по звонкости заключается в том, что глухой согласный под влиянием звонкого переходит не в любой звонкий, а только в тот, с которым он образует соотносительную пару по признаку звонкости-глухости .
Ассимиляции по звонкости подвергаются только те глухие, которые имеют звонкие соответствия. Однако это не относится к губным [п], [ф].
Эти акустические пары необходимо выучить. Для лучшего запоминание можно выписать их на отдельный лист бумаги, приклеить в рабочей зоне и время от времени просматривать.
Также может помочь изучить фонетику репетитор по украинскому языку. Учитель проанализирует уровень знаний и цели ученика. Для текущих занятий в учебном году составит план с учетом школьной программы, а для подготовки к ВНО будет ссылаться на актуальные критерии текущего года.
Педагог поможет изучить не только фонетику, но и морфологию, синтаксис, лексикологию. Поискать репетитора по украинскому языку или другой дисциплине вы можете на сайте BUKI.
Уподобление по глухости
Ассимиляция по глухости происходит, когда звонкий согласный звук перед глухим оглушается, то есть также становится глухим. Оглушаться могут только два звонких звука:
- [г] к [х] в середине слова.
- [з] к [с] в префиксах.
В слове нігті [н’іхт’і] происходит оглушение. Звонкий [г] меняется на глухой [х] под воздействием звука [т].
Звонкий [г] теряет свою звонкость только в ограниченной группе слов украинского языка.
Слово |
Фонетична транскрипція |
Легко |
[лехко] |
Вогко |
[вохко] |
Кігті |
[к’іхт’і] |
Дігтяр |
[д’іхт’ар] |
Дьогтю |
[д’охт’у] |
Бігцем |
[б’іхцем] |
Ассимиляция происходит, потому что [к] и [т] – глухие звуки, которые оглушают предыдущий [г] и он превращается в [х].
Уподобление по глухости присуще словам с префиксами роз- и без-. Пишутся они только так. Префиксов рос- и бес- в украинском языке нет, но при произношении конечный [з] перед глухими уподобляется им и превращается в [с].
Розказати |
[росказати] |
Розсипати |
[рос:ипати] |
Безпечний |
[беспечний] |
Ассимиляция префикса з- отражена на письме. Она происходит только тогда, когда после него идет глухой согласный звук к, п, т, ф, х.
- З + казати → сказати;
- З + фотографувати → сфотографувати;
- З + питати → спитати;
- З + терти → стерти;
- З + хотіти → схотіти.
Эти звуки легко запомнить с помощью высказывания «кафе птах» .
Понимание процесса ассимиляции помогает писать без ошибок и решать задания по фонетике при написании ВНО. Комплексно подготовиться к важному экзамену поможет репетитор по украинскому языку.
Уподобление по месту и способу творения
Уподобление по месту и способу творения происходит во время взаимодействия свистящих, шипящих и зубных согласных.
Шиплячі |
[ш] |
[ч] |
[ж] |
[дж] |
Свистячі |
[с] |
[ц] |
[з] |
[дз] |
Свистящие согласные перед шипящими произносятся как парные им шипящие.
- с + ш → [ш:] винісши [вин’іш:и];
- з + ж → [ж:] зжати [ж:ати] (при произношении слышится удвоенный звук ж, но это не влияет на правописание);
- з + ш в середине слова → [жш] безшумний [бежшумний];
- з + ш в начале слова → [жш]→[ш:] зшити [ш:ити];
- з + ч в середине слова → [жч] безчинство [бежчинство];
- з + ч в начале слова → [шч] зчепити [шчепити];
- з + дж → [ждж] з джерела [жджерела].
Шипящие согласные перед свистящими произносятся как парные им свистящие.
- ш + с’ – [с’:] → милуєшся – [милуйес’:а];
- ж + с’ – [з’с’] → поріжся – [поріз’с’а];
- ч + с’ – [ц’с’] → мучся – [муц’с’а];
- ш + ц’ – [с’ц’] → дошці – [дос’ц’і];
- ж + ц’ – [з’ц’] → мережці – [мерез’ц’і];
- ч + ц’ – [ц’:] → качці – [кац’:і].
Звук [т] – не свистящий и не шипящий , но также уподобляется другим звуков перед свистящими и шипящими звуками:
- т + с – [ц] → братство – [брацтво];
- т’ + с’ – [ц’:] → учіться – [уч’іц’:а];
- т + ц – [ц:] → коритце – [кориц:е];
- т + ч – [ч:] → вотчина – [воч:ина];
- т +ш – [чш] → багатшати – [багачшати].
Уподобление по мягкости
Твердые переднеязычные [д], [т], [з], [с], [ц], [л], [н], [дз] (де ти з’їси ці лини) уподобляются по мягкости мягким согласным этой же группы. Твердые зубные согласные и мягкие зубные согласные – это разные звуки, хоть и обозначаются на письме одной буквой.
В слове пісня [п’іс’н’а] мягкий [н'] своей мягкостью воздействует на твердый [с] и превращает его в мягкий [с']. Также рассмотрим другие случаи ассимиляции.
Дні |
[д’н’і] |
Кузня |
[куз’н’а] |
Сьогодні |
[с’огод’н’і] |
Літня |
[л’іт’н’а] |
Могутні |
[могут’н’і] |
Хатні |
[хат’н’і] |
Тліти |
[т’л’іти] |
Но, например, в слове схід [сх’ід] смягчения не происходит, потому что [х] – это заднеротовый, а не зубной согласный звук.
Целью изучения фонетики является не зазубривание правил, а выработка понимания того, что фонетика украинского языка представляет собой четкую, организованную систему звуков, в которой действуют определенные законы. От действия этих законов зависит и правописание. Важно приобретать навыки логического мышления и учиться видеть причинно-следственные связи между разными языковыми явлениями.