Blending Learning, или смешанное обучение - это образовательная концепция в рамках которой происходит фьюжин образования: школьник/студент приобретает знания и самостоятельно, в режиме он-лайн, и тет-а-тет, общаясь с преподавателем. Сейчас в образовательных программах Украины такие методы не используются, однако, кажется, об этом стоит призадуматься. Ведь уж очень много положительных моментов мы получим от такого вида обучения:
-возможность контролировать время,

-налаживать эффективный тайм-менеджмент,
-отслеживать темп и путь изучения материала.
И даже больше!
Blending Learning дословно переводится как «обучение в блендере». На самом деле, если иметь хорошее воображение можно понять почему именно такое название получила эта концепция. Это студенто-центрированное образование, которое «смешивает» в себе Brick and Mortal и e-Learning (электорнное образование).



Смешанное образование позволяет использовать традиционные и инновационные методы обучения. Школьник/студент посещает «живые» занятия в классах, но при этом широко использует в своем учении так называемые Computer - Mediated Activities. То есть медиатором образовательной активности выступают компьютер он-лайн-режим, мобильные аксессуары и специальные учебные программы/платформы/ресурсы. Что более чем просто актуально в цифровом мире, когда дети и подростки не могут оторвать взгляд от экрана, то почему же не использовать это с пользой?

Более того, Blending Learning применяют не только в обучении школьников и студентов, но и во время тренингов и корпоративных образовательных проектов для сотрудников.

Краткая история о том, как появилось «блендерное образование».
Фактически, такой метод образования начали использовать еще в ХХ веке шестидесятых годов. Известно, что прежде всего этот подход использовали в авиационной индустрии для контроля знаний и затраченного времени. Корпорация Boeing использовала Blended Learning с помощью компакт-дисков, что в наше время реализуется через сетку, синхронные и асинхронные вебкасты, трансляции и записанное видео.

 

Хотя такое ​​заморское название, как Blended Learning, метод получил только в 1999 году. Один журналист в своем пресс-релизе в Interactive Learning Center решил изменить название с EPIC Learning на Blending Learning. В сообщении говорилось: «... Мы начинаем предоставлять программное обеспечение для обучения через Интернет, используя собственную методологию Blended Learning».

Но еще долгое время трактовка этого термина очень отличалась от того, что мы подразумеваем сейчас. В 2006 году вышла книга авторов Бонка и Грэма, которые наконец уточнили, что смешанное образование - это микс учения «тет-а-тет» и через компьютер.



Условия реализации смешанного обучения.
Во-первых, безусловно, нужно создать высокотехнологичное электронное обеспечения в ВУЗах и школах. Потом - обязательно загрузить динамичный образовательный контет для учеников/студентов. Далее - создание соответствующего профессорско-преподавательского состава. И в конце концов со стороны образовательного учреждения внести изменения в организацию образовательного процесса.

 

Виды деятельности в Blended Learning.
-он-лайн общение - социальные сети, чаты, форумы, сервисы обмена сообщения.

-проектная деятельность с использованием ІТ-технологий и сервисов.
-самотестирование.

Модели Blended Learning.
Face-to-face (Драйвер - очное образование) - учитель лично дает основной объем образовательного материала время от времени, при необходимости, добавляя онлайн образование, как вспомогательное.

 

Rotation Model (Ротационная модель) - происходит ротация традиционного образования в классе и самостоятельного он-лайн.

Flex Model (гибкая модель) - обучение в основном происходит в он-лайн формате. Учитель время от времени проводит групповые или индивидуальные занятия по необходимости. Контролирует полностью весь образовательный процесс.

Online Lab (Он-лайн лаборатория) - Интернет портал используется для передачи всего курса на занятиях в классе. Все это происходит исключительно под наблюдением преподавателя.

Self-Blend Lab (Модель «Смешай сам») - ученик/студент решает сам, какаие до Brick and Mortal-курсов ему нужно добавить он-лайн.

Online Driver Model (Драйвер - он-лайн обучения) - в основном эта модель предполагает обучение в он-лайне с помощью Интернет платформы и удаленного контакта с преподавателем. Однако, когда возникает потребность в общении Face-to-face с преподавателем - назначают отдельные встречи.




Как это работает.
Ученики время от времени посещают занятия в классе, во время которого получают домашнее задание в определенной программе или на он-лайн платформе. Далее их задача - учиться дистанционно. Обсуждение темы обучения может проводиться в группах или индивидуально. Конечно, не обходится без консультаций учителя, который постоянно контролирует процесс обучения.

 

Главная задача преподавателя - это грамотно создать образовательный курс и распределить нагрузку и учебный материал. Обязательно нужно сразу решить, что ученики будут изучать в классе, а что самостоятельно в режиме он-лайн. Также нужно определить, какой материал нужно изучать на групповых занятиях, а какой на индивидуальных. Предполагается, что базовый курс преподается на очных занятиях, а расширенный и углубленный осваивают в процессе дистанционного и он-лайн обучения.

Занятия в режиме Face-to-face обязательно включают в себя определенные образовательные моменты:
- защита проектов,

- презентации,
- дискуссии между студентами и преподавателем.


Дистанционный блок должен содержать информацию о проектах для работы в группе, творческие, лабораторные и практические задания, справочные материалы и ссылки на дополнительные материалы в сети. А также промежуточные и контрольные тесты и задания повышенной сложности для одаренных учеников. Проверка знаний должна проводиться не только онл-айн, но и в классе.


Преимущества и недостатки Blended Learning.
Основные преимущества программы: сбор данных и кастомизация знаний и оценок.
Также важным плюсом является то, что один преподаватель может обучать множество людей одновременно. Смешанное обучение позволяет преподавателям перераспределить ресурсы и повысить успеваемость. Это предположение было успешно проверено в школьной сети Rocketship Education в американском городе Сан Хосе (известно также, что Blended Learning практикуют Nexus Academy и Clayton Christensen Institute). 


Большим преимуществом также является то, что встраивая Интернет-коммуникацию в "живое" образование, ученик эксплуатирует одновременно общий и самостоятельный метод обучения. Это влияет на будущее развитие, желание и умение учиться вне стен учебного заведения. А также использование информационных и коммуникационных технологий улучшает отношение к получению знаний. Более того, это улучшает сотрудничество и коммуникацию между учениками (студентами) и между учеником и преподавателем. Кроме того, исследования Александра МакКензи, проведенное в 1998 году, показало, что ученикам легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки. Blended Learning особенно эффективен в изучении иностранных языков. Именно потому, что включает в себя и живое общение, и он-лайн чтение, просмотр роликов, визуальное «заучивания» слов. Возможность привнесения игрового момента и интерактивность способствуют легкому запоминанию.


Без недостатков тоже никуда! И именно эти недостатки становятся одной из причин, почему в Украине пока не существует такого метода. (Конечно, о влиянии Министерства образования и науки Украины мы промолчим)
Blended Learning предполагает постоянную связь с Интернетом.

Именно поэтому чаще всего препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учащихся необходимый технологический ликбез, которому не учат, наверное, и не хотят .. Еще один «тормозящий» фактор - смешанное обучение требует техподдержки и определенных затрат на создание видеоматериалов , учебных программ и тестирующих модулей.

Опубликовано: 05.09.2016