Еще Аристотель говорил, что музыка развивает нравственную сторону души, значит, она должна быть составной воспитания молодежи. Одни дети ходят в музыкальную школу или берут частные уроки музыки по собственному желанию, другие - через непреодолимую родительскую настойчивость. Между тем, разница между коллективным обучением игры на гитаре, фортепиано, бандуре и т.д. и индивидуальным есть, и очень поразительна.


Плюсы и минусы школьных уроков музыки
    Школьные уроки музыки запомнились для меня тем, что ничего трогать нельзя. Фортепиано и гитара расстроены, нервы учителя как струна, что вот-вот порвется, вокруг шум, явно не совместимый с чем-то музыкальным. Весь класс, независимо от наличия или отсутствия слуха и голоса, должен петь и знать ноты. Depeche Mode, Nirvana и Лучано Паваротти нотную грамоту знают хуже алфавита, и это им не помешало всколыхнуть чуть ли не весь мир.


    Всю вину сбрасывать на учителя тоже некорректно. Такова программа общеобразовательных школ. Большой объем материала + нехватка времени = туманные знания о музыке и ее творцах. Это грозит потерей многих талантов, которых не разглядели в детском возрасте. Но уроки музыки объединяют коллектив, заставляют действовать слаженно, следовательно, помогают подружить учеников в классе.

    Дети, которые твердо решили пойти путями Вивальди и Моцарта, посещают музыкальные школы или берут частные уроки музыки. Даже взрослые иногда вспоминают детские мечты и берутся за освоение игры на гитаре или фортепиано.


Преимущества частных уроков
    Некоторые недостатки обучения игре на инструментах не устранит даже самый опытный учитель. От игры на гитаре будут болеть и грубеть пальцы, практиковаться надо регулярно, а процесс обучения продлится достаточно долго.


    НО: репетитор по музыке уберет грабли, на которые мы наступаем при самообразовании, научит техникам свип, переменного штриха и др. (для ускорения игры на гитаре), наконец, покажет, с какой стороны надо подойти к инструменту, как взять и где что нажимать или тянуть. Это кропотливый труд, но пока любители ждут вдохновения, профессионалы тяжело работают.

    Частный учитель смотрит на вашу игру со стороны, видит все недостатки и «помарки». Остерегайтесь репетиторов, которые обещают «индивидуальный подход», но при этом не задают домашнего задания и не дают соответствующей нагрузки на частных уроках музыки. Вам должно быть трудно - тогда результат не заставит себя ждать (разве что несколько лет).


Опыт гениев в мире музыки
    Пол Маккартни, один из основателей группы Beatles, никогда не брал уроков игры на бас-гитаре. Он всегда действовал интуитивно, и, кажется, у него неплохо получалось. Любитель и самоучка, Пол получил 16 премий Грэмми (самая престижная музыкальная награда Американской академии звукописи).


    А вот австрийский композитор и пианист Франц Шуберт хоть и имел гениальные способности с детства, все равно прислушивался к советам учителя школьного хора Микаэла Холзера, а позже находился под опекой учителя Антонио Сальери.

    Виртуоз Святослав Рихтер навыки игры на фортепиано перенял от отца, и, несмотря на некоторые источники, не был самоучкой. Святослав Теофилович просто не проходил традиционный курс игры, а позже поступил в Московскую консерваторию, откуда его отчислили, а затем снова восстановили.


Выводы
    Музыка - это «я» человеческих чувств, отражение боли и печали, радости и любви... Да, любовь к музыке довела британца Криса Блэка до крайности: в 1995 году он женился на собственной гитаре Fender Stratocaster. Задумываетесь ли вы над тем, что неплохо было бы и самому взяться за струны или клавиши? Если да, то выбирайте учителя и становитесь частью музыкального мира!

 

Читайте также: Музыкальная школа - за и против

 

Опубликовано: 04.05.2015