Авторская колонка Татьяны Козицкой, кандидата биологических наук, учителя биологии высшей категории, автора более 60 научных трудов и учебных пособий.

 

    Немного предыстории. Долгое время я работала индивидуально... Однако количество клиентов неуклонно росло, хотелось все большему количеству детей предоставить качественные знания. Есть у меня правило - каждый год что-то менять, экспериментировать, сравнивать с результатами предыдущих лет. И вот где-то лет 5 назад я с нескольких детей образовала пару, а в следующем году - группу из 4 человек. Вывод был очевиден - результаты ничем не хуже тех, что наблюдались у учащихся, которые занимались индивидуально. Более того, у большинства учащихся из групп баллы ВНО были лучше.


    Скажу следующее. Однажды попробовав работать с группами, Вы уже не сможете от этого отказаться. Ни интеллектуально, ни душевно, ни материально. Что интересно, это касается и детей. Большинству настолько нравится такой формат работы, они даже не представляют себя вне группы. Кроме того, сейчас наблюдается тенденция того, что родители хотят групповой подготовки для своих детей. Чтобы социализировались и привыкали к вузовской системе. Индивидуальные занятия целесообразны при определенных условиях (младшие школьники, специфические потребности клиента и т.д.). Однако, если целью является подготовка к ВНО, лучшим выбором является групповая форма обучения. Почему? Сейчас выясним.


    Прежде всего, следует различать понятие группового обучения в школе и группового обучения на курсах, с репетитором и тому подобное. В школе классы по 25-30 учеников и учителя с низкими заработными платами. Курсы бывают разные. Курсы при вузе, как правило, комплектуются минимум 15-20 слушателями, преподавателям за них часто платят мало, да и не всегда преподаватель вуза знает специфику ВНО или иного нужного экзамена. Репетиторы и курсы действительно заботятся о качестве обучения своих учеников, занимающихся в мини-группах по 2-6 человек. Больше просто неэффективно, брать больше детей в группы означает терять индивидуальный подход к ученику.

    Теперь давайте окунемся в вопрос, что такое групповое обучение. Выдающийся педагог К. Селевко, автор педагогического бестселлера «Современные педагогические технологии», отмечает, что «групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу из примерно равным индивидуальным время обучения. Кроме того, установлено, что совместная деятельность опосредует межличностные отношения. При этом эффективность учебной деятельности прямо пропорциональна числу учеников в пределах размера группы, оптимальной для данного типа учебного задания. В совместной деятельности рождается групповой эффект... Групповой эффект возникает и как результат кооперации и конкуренции - соперничества за врожденными программами самоутверждения личности».


    Итак, давайте перечислим основные преимущества групповой формы обучения для учащихся:
- создание конкурентной среды, что является значительным мотиватором для личности;
- экономия средств, ведь групповые занятия, как правило, дешевле индивидуальных;
- социализация и улучшение коммуникативных навыков;
- расширение круга знакомых и друзей (так, большинство моих учеников общаются после вступления, что, как минимум, облегчает их жизнь в университете)
- лучшая адаптация к вузовской системе обучения, так как количество студентов в группах, как правило, составляет 8-15 человек;
- облегчение подготовки к важным экзаменам - ученик понимает, что не он один такой, не одному ему трудно, ему есть с кем пообщаться, есть к кому обратиться за советом;
- в конце концов, вместе - веселее. Ведь обучение без улыбок, приподнятого настроения и живого общения - это неэффективное обучение.


    Для репетитора переход к групповой формы сопряженный с определенными трудностями. Многие в начале боятся. И действительно, обучать группу - не то же самое, что одного ученика. На самом деле, умение в группе научить каждого на высоком уровне - это и есть педагогическое мастерство.


    Сформулирую советы репетитору, желающему перейти к групповой форме обучения.


1. Определите цель перехода на групповую форму обучения. Это должно Вас мотивировать. Так Вы сможет научить больше учеников, а значит больше детей получит хорошие знания именно у Вас. Это также расширяет клиентскую базу, а известно, что для репетитора лучшей рекламой являются рекомендации тех, кого он научил. В конце концов, Вы будете зарабатывать больше за единицу времени.


2. Поэкспериментируйте. Объедините нескольких детей на несколько занятий, например, перед экзаменом, где нужно много повторять.


3. Переосмыслите продолжительность и организацию занятий. Так, на устный опрос у Вас будет уходить больше времени, поэтому, возможно, не стоит придумывать вопросы по ходу общения, а написать.


4. Подумайте над комфортными условиями помещения, где Вы планируете проводить занятия. Ведь в маленькой комнатке вы с четырьмя ученикам не разместитесь, а если у вас это получится, то не будет, чем дышать.


5. Возможно, придется подумать и о специальном оборудовании, например, доске, проекторе и тому подобное.


6. Продумайте стратегию поведения с родителями и/или собственно учениками. Иногда приходится объяснять преимущества групповой работы.


7. Мыслите позитивно, любите своих учеников и свою работу. И у Вас все получится!

 

Читайте также: Основные правила успешного репетитора

 

 

Опубликовано: 10.04.2016