Представьте ситуацию: раньше ваш маленький сын (дочь), едва позавтракав, радостно бежал(а) в школу, а вернувшись, долго рассказывал(а) о шалостях на уроках и новых друзьях. Но внезапно ситуация меняется: ребенок отказывается идти на учебу, не хочет с вами разговаривать, закрывается у себя в комнате, вы все чаще замечаете покрасневшие от слез глаза... Причиной такого поведения может быть конфликт в школе.

 

    Осложнение отношений между учителями и учениками стали нормой, и это ужасно. Основой конфликта может быть множество причин. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные из них, а также пути решения этих противоречий.


    Пример № 1. Личная неприязнь учителя и одноклассников ребенка, основанная на его меньшей финансовой обеспеченности.


    Ситуация, когда учитель делит учащихся на «бедных» и «богатых», беспрекословно свидетельствует о низком уровне компетенции педагога. Такой горе-учитель забывает о сути своей деятельности. Неважно, пешком приходит ребенок в школу или его подвозят родители на собственном авто, носит он одежду известных брендов или вещи, купленные в стоковых магазинах - преподаватель должен научить ученика.


    Если сознательный взрослый человек это понимает, то избалованным школьникам, воспитанным на нормах вседозволенности, все труднее объяснить существование равенства независимо от финансовой обеспеченности: дети, которые не приносят в школу iPhone, становятся объектами насмешек.


    В таком случае есть смысл в проведении факультативов на соответствующую тематику. Если дети не хотят понимать слова учителя, то родителям ребенка, который оказался в конфликтной ситуации, желательно посетить школу и самостоятельно поговорить с его одноклассниками. Конечно, разговор должен быть конструктивным, без давления, но содержательным.


 Пример № 2. Ребенок становится объектом издевательств из-за физических или психических недостатков.


    Цвет кожи, акцент, форма носа, чрезмерная полнота (худоба), хромота и т.д. могут превратить жизнь вашего сына (дочери) в настоящий ад. И проблема не в том, что дитё имеет определенные недостатки - проблема в том, что они высмеиваются другими детьми как огромные пороки. Некоторые вещи нельзя изменить. Задача родителей или учителя - вовремя подсказать, как надо себя вести.

 

    Ни в коем случае нельзя выделять ребенка с определенными недостатками среди других. Надо исключить позицию жалости: именно отношение к ученику, как к нормальному, способному на все то, что могут делать другие дети, докажет справедливость такого утверждения и сведет конфликт на нет.


    Однако, есть и исключения. Был случай, когда учитель с 15-летним опытом работы поставил в угол мальчика на костылях, который перенес 20 операций. И как это называется?


Пример № 3. Ученик стремится выделиться среди других за счет неадекватного поведения.


    Такие ситуации чаще возникают из-за неправильного семейного воспитания или отсутствие его как такового. Иногда в погоне за деньгами родители забывают, что они РОДИТЕЛИ. Ребенок нуждается в тепле и ласке, хорошем совете, совместном отдыхе. Вместо этого он слышит циничное: «Я устал (устала), давай в другой раз».


    Следует помнить, что абсолютно критических случаев не существует. Например, известный педагог и писатель, Антон Семенович Макаренко, работал с преступниками в колонии, а мы имеем дело с обычными подростками!


    Рассматривать же ситуацию перевода в другую школу стоит лишь тогда, когда компромисс в конфликте просто невозможен. И все потому, что переход в другую школу - временное «лечение», стоит же уничтожать самого «возбудителя» болезни.

 

    Сколько бы конфликтных ситуаций мы не рассматривали, истина заключается в том, что универсального совета не существует. Все зависит от окружения, характера ребенка, масштаба проблемы. Самое главное - быть самим собой, вести себя естественно и помнить золотое правило морали: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».


    Как по мне, это не должно пересекаться с рабским принципом: «Ударили в одну щеку, подставь и другую». В мире, где отношения между людьми все чаще руководствуются инстинктивными звериными законами, нельзя падать духом и давать себя на "растерзание".

 

Читайте также: События Майдана и войны в Украине будут изучать в школах

 

Опубликовано: 03.04.2015