Решаем на раз-два. Этапы решения физических задач

Чем измеряется уровень знаний ученика? Очевидно, что баллами. Но вот незадача – есть предмет в школьной программе, которой разделился на две части, и его понимание в общем может не принести даже половины возможных баллов. Её величество ФИЗИКА. Когда ученик плавно переходит от природоведенья к начальным этапам физики, в этом предмете абсолютно доминирует теория над практикой. Т.е. учить параграфы – это все, что нужно для хорошего балла. Ну и изредка отвечать на незамысловатые вопросы и решать задачи в одну формулу. Но далее оказывается, что физика содержит определенные данные, величины. А кое-каких еще и не содержит, представляете?! Их еще и в задачах найти нужно! Как подло.

Но шутки в сторону. Решение задач к старшим классам и ЗНО становится основным способом заработка баллов. Если вы хотите хорошо учиться – решайте задачи. Если вы хотите понимать физику – тоже решайте, ведь если вы прекрасно знаете теорию, но не умеете решать задачи, никого вы не убедите в своих знаниях, и в первую очередь учителя.

Решаем на раз-два. Этапы решения физических задач

Для решения любой задачи есть небольшой алгоритм, который предлагаю вам еще раз вспомнить:

 

Записываем «Дано».

  1. Вот это неожиданно! Но есть кое-какие нюансы,  которые дети все же часто упускают:
    из задачи нужно вытаскивать абсолютно все возможные данные. Задача на силу притяжения – по умолчанию записываем коэффициент ускорения свободного падения g, задание на массу тела, а указан лишь объём стального шарика – сразу ищем в таблице значение плотности стали и т.д.
  2. переводим все в систему СИ. В правильные единицы измерения, словом. Не 10 см, а 0,1 м.  Не 2 минуты, а 120 секунд. Исключение сделаем разве что для температуры , которую мы достаточно грубо будем всегда считать в градусах Цельсия (почему это грубо – узнаете в 10-11 классе)
  3. четко формулируем , что нам нужно найти. Без комментариев. Вы даже не представляете, сколько баллов теряется в правильно решенной вдоль и поперек задаче, в которой просто забыли, что искали.

 

Рисунок.

Тут по необходимости. В задачах на механику 10 класса и некоторых других темах – это необходимо, в других случаях – можно и без. Наличие рисунка должно нести ключевую функцию – задача должна становится ПОНЯТНЕЕ. Иначе только себя запутаете.

 

Формула.

Все просто, пишем ключевую формулу темы (их там всегда немного, запомнить необходимо). В простейших задачах и этого хватит, в чуть более сложных задачах записываем несколько формул (если решение требует нахождения промежуточных данных). Ну а серьезные задачи требуют умения работать с формулами, их нужно уметь «крутить», выражать искомое через уже известное, например в задаче про потенциальную энергию нужно найти массу. Основная формула Е=mgh, откуда m=E/gh.

 

Модель задачи.

Это очень грубо, ставить её здесь на каком либо порядковом месте. Модель – это ваше представление того, как все данные и величины в задаче взаимодействуют и к чему приводят. И по-хорошему она формулируется у вас уже на этапе чтения задачи, потом чуть яснее становится на этапе «дано», потом еще яснее на этапе рисунка и формул. Ну и вот на этапе оформления формул и самого решения вы все это показываете. Модель задачи в вашей голове или на тетрадке – продукт АНАЛИЗА физической и математической проблемы. Но если говорить проще – вашего понимания, о чем , собственно речь. Очень помогает для этого в каждом параграфе разбирать примеры решения задачи чуть ли не до каждой запятой. Ученики очень часто учат (или просто читают) теорию, а примеры пропускают, так как напрямую не получают за них баллов. Какая это ошибка! Пример задачи - это ключ к прямому решению половины задач по теме, но, что еще важнее - это  ключ к пониманию, что делает возможным решение остальной половины задач.

 

Решение.

На физике можно пользоваться калькулятором. Так что  числа подставить – невелика задача. Но не наломайте дров. Страхуйте себя, проверяйте каждую строчку, в частности сопоставляйте величины. Например, ищем мы скорость, а подставив все единицы измерения в нашу формулу получили с/м. Что-то не так. Нужно перерешать, ведь скорость измеряется в м/с. Правда, этот метод работает лишь с достаточно простыми формулами и величинами. На Джоулях и Ньютонах уже тяжеловато вспомнить , производными каких единиц измерения они являются.

 

Ответ.

Отвечаем именно на тот вопрос, который был в задаче задан.

 

Вот и все. Сложно? Не думаю. Полезно? Кому-то да, кто-то это итак знает. Но и те, и другие будут получать высокие баллы за задачи по физике, если будут следовать этому простому алгоритму. Удачи в учебе и в жизни!

Автор: Ярослав Б.

Редакція не несе відповідальності за наповнення блогів, вони є персональною думкою автора